Рельсовый лом: производство рельсов в России в первом полугодии 2023 года

Железнодорожный металлолом 3А и 5А — один из самых востребованных видов сырья для российской промышленности. Такой лом часто обозначают ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Насыщенность рынка этими марками зависит от объемов выпуска рельсов. О том, что происходило в сфере производства рельсовой продукции с 2019 по 2023 годы и как это влияет на ломообразование, рассказывает Vtorion

рельсы

Производство рельсов позволяет обеспечить промышленные предприятия железнодорожным ломом 3А и 5А. По-другому эти марки игроки рынка называют ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. На динамику ломообразования в этом сегменте влияют планы закупок рельсов со стороны ОАО «РЖД» для строительства и ремонта путей. Несмотря на сложную экономическую ситуацию на фоне санкционного давления, компания продолжает крупномасштабные инфраструктурные проекты и стабильно покупает рельсовую продукцию, которая в перспективе станет железнодорожным ломом.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Какой лом называется железнодорожным?

Железнодорожный лом — это сырье, которое получают при демонтаже подвижного состава и элементов путевой инфраструктуры.
Можно выделить три основные категории: рельсовый лом, вагонные конструкции (в том числе колесные пары), прочие ж/д отходы.

Классификация металлолома закреплена в ГОСТ 2787-2019, согласно которому сырье делят по размеру и габаритам. По нему рельсы относятся к одной из двух марок: 

  • Категория 3А — ЖДЛ 1
    • Подкатегория 3А-3
      Мелкий лом рельсов
  • Категория 5А — ЖДЛ 2
    • Подкатегория 5А-1
      Кусковой лом рельсов

По ГОСТу в категорию 3А-3 входит резаный лом рельсов, который готов к переплавке. Размеры куска не должны превышать 800 х 500 x 500 мм, толщина металла — не менее 6 мм, масса — до 300 кг. Засоренность безвредными примесями — не более 1%.

К 5А-1 относятся негабаритные рельсовые отходы, которые предварительно нужно разделать. Допускается засоренность безвредными примесями до 1%. Габариты, масса и толщина для этой категории не обозначены, поэтому куски могут иметь любые размеры и вес.

Железнодорожный лом 3А и 5А: производство рельсов в первом полугодии 2023 года

По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), по итогам первого полугодия 2023 года объем производства комплектующих для железнодорожной инфраструктуры в РФ составляет:

  • 487 400 тонн железнодорожных рельсов (-4,6% в годовом выражении), 
  • 16 900 единиц стрелочной продукции (+13%), 
  • 37 000 тонн металлических рельсовых элементов (-15,8%), 
  • 20,5 млн прокладок рельсовых скреплений (+14%).

Основным источником металлолома в ж/д отрасли являются рельсы. Крупнейший производитель железнодорожных рельсов в России — группа ЕВРАЗ, в которую входят Нижнетагильский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты. Их доля на внутреннем рынке, согласно рейтинговому отчету АКРА за 2020 год, составляет 74%. Рельсовую продукцию в промышленном масштабе также выпускает Челябинский металлургический комбинат, который принадлежит группе «Мечел».

В 2019 и 2020 годах производство рельсов в России демонстрировало положительную динамику. Коронакризис напрямую не затронул отрасль, но в IV квартале 2020 года на мировом рынке, а следом и в России произошел резкий скачок цен на металлопродукцию. Так, по сообщению “Ведомостей”, с 1 августа и до конца года стоимость рельсов ЕВРАЗа выросла на 27%. Основной потребитель этой продукции — РЖД — оценил рост незапланированных затрат в 6 млрд руб. Закупки рельсов пришлось сократить, и производство просело на 35%.

В 2022 году внутренние цены на металлургическую продукцию упали на фоне введения антироссийских санкций и закрытия европейского рынка. В итоге объем рельсового производства почти вернулся к доковидным показателям. 

 2019202020212022
Производство рельсов, тыс. тонн113511917741104,7

Источник: ОПЖТ

По итогам первого полугодия 2023 года наблюдается незначительное снижение производства рельсов, что может повлиять и на годовые итоги. Тем не менее объемы будут выше уровня 2021 года.
 

 6 мес. 20196 мес. 20206 мес. 20216 мес. 20226 мес. 2023
Производство рельсов, тыс. тонн511678333511487

Источник: ОПЖТ

Снижение производства рельсов по итогам 2023 года не обязательно будет, но это не исключено. Ситуация в экономике остается непростой: растут цены на товары и услуги, постоянно происходят изменения курсов валют. Меняющееся положение дел влияет и на инвестиционную программу РЖД. В результате компания может снизить потребление рельсов, что отразится на объеме их производства по итогам года

Дмитрий Баранов

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

Будут ли в будущем производить больше рельсов?

Поскольку РЖД закупает более 80% всех рельсов в РФ, динамика производства в отрасли напрямую зависит от заказов компании. С 2014 года холдинг полностью перешел на отечественную продукцию.
 

 2019202020212022
Закупка рельсов, тыс. тонн12711103,5670942,9

Источник: РЖД

Обязательства РЖД по обслуживанию инфраструктуры создают стабильный спрос на рельсы. Программа холдинга на период 2022–2035 годов предусматривает обновление 86,7 тысячи километров железнодорожных линий, или около 6,7 тысячи километров в год. По данным РЖД на 1 января 2023 года протяженность пути с просроченным капремонтом составила 22,5 тысячи километров, или 17,9% от общей протяженности железнодорожной сети.

рельсы

Долгосрочный заказ на рельсовую продукцию также поддержан планами по строительству новой инфраструктуры. В прошлом году из-за закрытия западных рынков произошла резкая переориентация грузопотоков в страны Азии и Персидского залива. Это потребовало от РЖД увеличить темпы модернизации ж/д инфраструктуры. По итогам 2022 года закупка рельсов выросла на 40,7%.

РЖД занимается не одним десятком инфраструктурных проектов, среди которых расширение подходов к портам юга и северо-запада, а также развитие Центрального транспортного узла. Но самой масштабной стройкой остается модернизация магистралей Восточного полигона — Транссиба и БАМа. По плану их пропускная способность к 2032 году достигнет 255 млн тонн в год. Для этого РЖД построит более 2 тысяч километров вторых главных путей, которые будут идти параллельно основным железнодорожным линиям.

Производство рельсов в будущем имеет неплохие перспективы, оно может вырасти. Железная дорога приспособится к изменению товарных потоков. Это положительно скажется на внутренних перевозках и повлечет за собой необходимость расширять провозные способности железных дорог в регионах. А значит, рельсов потребуется больше. Рельсовая продукция может потребоваться и собственникам путей необщего пользования для модернизации и расширения своей инфраструктуры, путей примыкания к национальной сети железных дорог

Дмитрий Баранов

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»

Масштабные проекты РЖД в перспективе положительно повлияют и на ломозаготовительную отрасль. Рынок получит стабильные поставки ценного металлолома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2 за счет списания старых рельсов и использования отходов производства новой продукции.

Сколько рельсового лома образуется в России?

За последние пять лет в среднем в РФ образуется около 900 тысяч тонн рельсового лома в год, и объемы продолжают расти. Срок службы комплектующих зависит от материалов изготовления, конструкции, условий работы и технического обслуживания. Но основным фактором считают грузонапряженность. Это показатель интенсивности использования железнодорожной сети, который учитывает количество грузов в тоннах, которое перевезли за единицу времени (сутки, месяц, год) на определенном отрезке пути (обычно 1 километр).

С 2015 года грузонапряженность некоторых направлений, по данным МИИТ, увеличилась на 24% и превысила 150 млн тонн в год. Период эксплуатации рельсов снизился в среднем до 10 лет. В отдельных случаях, к примеру на горно-перевальных участках Восточного полигона, показатель не превышает 6–12 месяцев (по данным портала Gudok.ru).

рельсы

Сколько стоит сдать рельсы на металлолом?

Примерную стоимость металлолома определяют по совокупности характеристик, которые отражены в индексе ГОСТа 2787-2019. Так, чем меньше в сырье инородных примесей, тем оно дороже.

На цену влияют и габариты материала. Например, железнодорожный лом 5А (ЖДЛ 2) требует переработки, что делает его менее ценным, чем 3А (ЖДЛ 1), который без дополнительной подготовки можно поместить в плавильную печь.

В целом стоимость металлолома очень волатильна. Она зависит от макроэкономических факторов, рыночного спроса и сезонности. По индексу Vtorion на 7 августа 2023 года, цена металлолома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2 составила 25 тысяч рублей за тонну.

Стоимость любых марок лома может отличаться в зависимости от объемов, состояния, а также места сбыта сырья. Например, в тех регионах, где наблюдается дефицит металлолома, цена будет выше, чем в профицитных областях. Также стоит учитывать необходимость демонтажа и доставки. Самовывоз усложняет логистику и увеличивает транспортные издержки. 

рельсы

На металлолом можно сдавать не только старые рельсы. Еще на этапе изготовления комплектующих образуется обрезь и бракованная продукция, которая также становится ломом ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Отходы производства можно сразу сдавать для вторичной переработки и получать дополнительную прибыль.

Безотходное производство: от металлолома до готовой продукции

Железная дорога играет ключевую роль в обеспечении внутренней экономики и экспорта. Это приводит к необходимости использования большого количества металла для ремонта изношенной инфраструктуры и строительства новых объектов.

рельсы

Для снижения финансовой нагрузки и экологического вреда РЖД и ЕВРАЗ в 2021 году подписали меморандум о сотрудничестве в области сокращения выбросов парниковых газов за счет производства и использования рельсовой продукции из стали с пониженным уровнем углеродного следа. Первую партию объемом 5000 тонн завод выпустил и отгрузил в адрес РЖД в 2022 году. При производстве ЕВРАЗ не только использовал возобновляемую энергию, но и увеличил долю лома в шихте. В результате углеродоемкость производства стали для проката составила около 0,5 тонны CO2-эквивалента на тонну. Это в четыре раза меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки.

Рельсовый лом на Vtorion

Маркетплейс вторсырья Vtorion объединяет продавцов и покупателей вторсырья на единой цифровой платформе. Площадка обеспечивает сквозной процесс купли-продажи металлолома на электронных торгах. Это позволяет ускорить и оптимизировать операционные процессы пользователей и сократить издержки. В каталоге маркетплейса Vtorion можно найти лом рельсов 3А и 5А (ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2). Через личный кабинет пользователи размещают объявление о продаже такого металлолома. Актуальные цены, которые позволят реализовать материалы по рыночной стоимости, можно отслеживать по индексу Vtorion.

Основные выводы

Железнодорожная отрасль — важный источник марок лома 3А и 5А, или  ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Один из главных факторов, который влияет на рынок ломообразования, — состояние производства рельсовой продукции и других комплектующих для железнодорожной инфраструктуры. В целом с 2019 года наблюдается положительный тренд по производству рельсов в России. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, РЖД продолжают реализовывать крупномасштабные инфраструктурные проекты, требующие увеличения поставок комплектующих. В будущем это повлияет и на ломозаготовительную отрасль, которая получит стабильные поставки металлолома.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи