Рельсовый лом: производство рельсов в России в первом полугодии 2023 года
Железнодорожный металлолом 3А и 5А — один из самых востребованных видов сырья для российской промышленности. Такой лом часто обозначают ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Насыщенность рынка этими марками зависит от объемов выпуска рельсов. О том, что происходило в сфере производства рельсовой продукции с 2019 по 2023 годы и как это влияет на ломообразование, рассказывает Vtorion
Производство рельсов позволяет обеспечить промышленные предприятия железнодорожным ломом 3А и 5А. По-другому эти марки игроки рынка называют ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. На динамику ломообразования в этом сегменте влияют планы закупок рельсов со стороны ОАО «РЖД» для строительства и ремонта путей. Несмотря на сложную экономическую ситуацию на фоне санкционного давления, компания продолжает крупномасштабные инфраструктурные проекты и стабильно покупает рельсовую продукцию, которая в перспективе станет железнодорожным ломом.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Какой лом называется железнодорожным?
Железнодорожный лом — это сырье, которое получают при демонтаже подвижного состава и элементов путевой инфраструктуры.
Можно выделить три основные категории: рельсовый лом, вагонные конструкции (в том числе колесные пары), прочие ж/д отходы.
Классификация металлолома закреплена в ГОСТ 2787-2019, согласно которому сырье делят по размеру и габаритам. По нему рельсы относятся к одной из двух марок:
- Категория 3А — ЖДЛ 1
- Подкатегория 3А-3
Мелкий лом рельсов
- Подкатегория 3А-3
- Категория 5А — ЖДЛ 2
- Подкатегория 5А-1
Кусковой лом рельсов
- Подкатегория 5А-1
По ГОСТу в категорию 3А-3 входит резаный лом рельсов, который готов к переплавке. Размеры куска не должны превышать 800 х 500 x 500 мм, толщина металла — не менее 6 мм, масса — до 300 кг. Засоренность безвредными примесями — не более 1%.
К 5А-1 относятся негабаритные рельсовые отходы, которые предварительно нужно разделать. Допускается засоренность безвредными примесями до 1%. Габариты, масса и толщина для этой категории не обозначены, поэтому куски могут иметь любые размеры и вес.
Железнодорожный лом 3А и 5А: производство рельсов в первом полугодии 2023 года
По данным Объединения производителей железнодорожной техники (ОПЖТ), по итогам первого полугодия 2023 года объем производства комплектующих для железнодорожной инфраструктуры в РФ составляет:
- 487 400 тонн железнодорожных рельсов (-4,6% в годовом выражении),
- 16 900 единиц стрелочной продукции (+13%),
- 37 000 тонн металлических рельсовых элементов (-15,8%),
- 20,5 млн прокладок рельсовых скреплений (+14%).
Основным источником металлолома в ж/д отрасли являются рельсы. Крупнейший производитель железнодорожных рельсов в России — группа ЕВРАЗ, в которую входят Нижнетагильский и Западно-Сибирский металлургические комбинаты. Их доля на внутреннем рынке, согласно рейтинговому отчету АКРА за 2020 год, составляет 74%. Рельсовую продукцию в промышленном масштабе также выпускает Челябинский металлургический комбинат, который принадлежит группе «Мечел».
В 2019 и 2020 годах производство рельсов в России демонстрировало положительную динамику. Коронакризис напрямую не затронул отрасль, но в IV квартале 2020 года на мировом рынке, а следом и в России произошел резкий скачок цен на металлопродукцию. Так, по сообщению “Ведомостей”, с 1 августа и до конца года стоимость рельсов ЕВРАЗа выросла на 27%. Основной потребитель этой продукции — РЖД — оценил рост незапланированных затрат в 6 млрд руб. Закупки рельсов пришлось сократить, и производство просело на 35%.
В 2022 году внутренние цены на металлургическую продукцию упали на фоне введения антироссийских санкций и закрытия европейского рынка. В итоге объем рельсового производства почти вернулся к доковидным показателям.
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Производство рельсов, тыс. тонн | 1135 | 1191 | 774 | 1104,7 |
Источник: ОПЖТ
По итогам первого полугодия 2023 года наблюдается незначительное снижение производства рельсов, что может повлиять и на годовые итоги. Тем не менее объемы будут выше уровня 2021 года.
6 мес. 2019 | 6 мес. 2020 | 6 мес. 2021 | 6 мес. 2022 | 6 мес. 2023 | |
Производство рельсов, тыс. тонн | 511 | 678 | 333 | 511 | 487 |
Источник: ОПЖТ
Снижение производства рельсов по итогам 2023 года не обязательно будет, но это не исключено. Ситуация в экономике остается непростой: растут цены на товары и услуги, постоянно происходят изменения курсов валют. Меняющееся положение дел влияет и на инвестиционную программу РЖД. В результате компания может снизить потребление рельсов, что отразится на объеме их производства по итогам года
Будут ли в будущем производить больше рельсов?
Поскольку РЖД закупает более 80% всех рельсов в РФ, динамика производства в отрасли напрямую зависит от заказов компании. С 2014 года холдинг полностью перешел на отечественную продукцию.
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | |
Закупка рельсов, тыс. тонн | 1271 | 1103,5 | 670 | 942,9 |
Источник: РЖД
Обязательства РЖД по обслуживанию инфраструктуры создают стабильный спрос на рельсы. Программа холдинга на период 2022–2035 годов предусматривает обновление 86,7 тысячи километров железнодорожных линий, или около 6,7 тысячи километров в год. По данным РЖД на 1 января 2023 года протяженность пути с просроченным капремонтом составила 22,5 тысячи километров, или 17,9% от общей протяженности железнодорожной сети.
Долгосрочный заказ на рельсовую продукцию также поддержан планами по строительству новой инфраструктуры. В прошлом году из-за закрытия западных рынков произошла резкая переориентация грузопотоков в страны Азии и Персидского залива. Это потребовало от РЖД увеличить темпы модернизации ж/д инфраструктуры. По итогам 2022 года закупка рельсов выросла на 40,7%.
РЖД занимается не одним десятком инфраструктурных проектов, среди которых расширение подходов к портам юга и северо-запада, а также развитие Центрального транспортного узла. Но самой масштабной стройкой остается модернизация магистралей Восточного полигона — Транссиба и БАМа. По плану их пропускная способность к 2032 году достигнет 255 млн тонн в год. Для этого РЖД построит более 2 тысяч километров вторых главных путей, которые будут идти параллельно основным железнодорожным линиям.
Производство рельсов в будущем имеет неплохие перспективы, оно может вырасти. Железная дорога приспособится к изменению товарных потоков. Это положительно скажется на внутренних перевозках и повлечет за собой необходимость расширять провозные способности железных дорог в регионах. А значит, рельсов потребуется больше. Рельсовая продукция может потребоваться и собственникам путей необщего пользования для модернизации и расширения своей инфраструктуры, путей примыкания к национальной сети железных дорог
Масштабные проекты РЖД в перспективе положительно повлияют и на ломозаготовительную отрасль. Рынок получит стабильные поставки ценного металлолома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2 за счет списания старых рельсов и использования отходов производства новой продукции.
Сколько рельсового лома образуется в России?
За последние пять лет в среднем в РФ образуется около 900 тысяч тонн рельсового лома в год, и объемы продолжают расти. Срок службы комплектующих зависит от материалов изготовления, конструкции, условий работы и технического обслуживания. Но основным фактором считают грузонапряженность. Это показатель интенсивности использования железнодорожной сети, который учитывает количество грузов в тоннах, которое перевезли за единицу времени (сутки, месяц, год) на определенном отрезке пути (обычно 1 километр).
С 2015 года грузонапряженность некоторых направлений, по данным МИИТ, увеличилась на 24% и превысила 150 млн тонн в год. Период эксплуатации рельсов снизился в среднем до 10 лет. В отдельных случаях, к примеру на горно-перевальных участках Восточного полигона, показатель не превышает 6–12 месяцев (по данным портала Gudok.ru).
Сколько стоит сдать рельсы на металлолом?
Примерную стоимость металлолома определяют по совокупности характеристик, которые отражены в индексе ГОСТа 2787-2019. Так, чем меньше в сырье инородных примесей, тем оно дороже.
На цену влияют и габариты материала. Например, железнодорожный лом 5А (ЖДЛ 2) требует переработки, что делает его менее ценным, чем 3А (ЖДЛ 1), который без дополнительной подготовки можно поместить в плавильную печь.
В целом стоимость металлолома очень волатильна. Она зависит от макроэкономических факторов, рыночного спроса и сезонности. По индексу Vtorion на 7 августа 2023 года, цена металлолома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2 составила 25 тысяч рублей за тонну.
Стоимость любых марок лома может отличаться в зависимости от объемов, состояния, а также места сбыта сырья. Например, в тех регионах, где наблюдается дефицит металлолома, цена будет выше, чем в профицитных областях. Также стоит учитывать необходимость демонтажа и доставки. Самовывоз усложняет логистику и увеличивает транспортные издержки.
На металлолом можно сдавать не только старые рельсы. Еще на этапе изготовления комплектующих образуется обрезь и бракованная продукция, которая также становится ломом ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Отходы производства можно сразу сдавать для вторичной переработки и получать дополнительную прибыль.
Безотходное производство: от металлолома до готовой продукции
Железная дорога играет ключевую роль в обеспечении внутренней экономики и экспорта. Это приводит к необходимости использования большого количества металла для ремонта изношенной инфраструктуры и строительства новых объектов.
Для снижения финансовой нагрузки и экологического вреда РЖД и ЕВРАЗ в 2021 году подписали меморандум о сотрудничестве в области сокращения выбросов парниковых газов за счет производства и использования рельсовой продукции из стали с пониженным уровнем углеродного следа. Первую партию объемом 5000 тонн завод выпустил и отгрузил в адрес РЖД в 2022 году. При производстве ЕВРАЗ не только использовал возобновляемую энергию, но и увеличил долю лома в шихте. В результате углеродоемкость производства стали для проката составила около 0,5 тонны CO2-эквивалента на тонну. Это в четыре раза меньше, чем при доменно-конвертерном способе выплавки.
Рельсовый лом на Vtorion
Маркетплейс вторсырья Vtorion объединяет продавцов и покупателей вторсырья на единой цифровой платформе. Площадка обеспечивает сквозной процесс купли-продажи металлолома на электронных торгах. Это позволяет ускорить и оптимизировать операционные процессы пользователей и сократить издержки. В каталоге маркетплейса Vtorion можно найти лом рельсов 3А и 5А (ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2). Через личный кабинет пользователи размещают объявление о продаже такого металлолома. Актуальные цены, которые позволят реализовать материалы по рыночной стоимости, можно отслеживать по индексу Vtorion.
Основные выводы
Железнодорожная отрасль — важный источник марок лома 3А и 5А, или ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Один из главных факторов, который влияет на рынок ломообразования, — состояние производства рельсовой продукции и других комплектующих для железнодорожной инфраструктуры. В целом с 2019 года наблюдается положительный тренд по производству рельсов в России. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, РЖД продолжают реализовывать крупномасштабные инфраструктурные проекты, требующие увеличения поставок комплектующих. В будущем это повлияет и на ломозаготовительную отрасль, которая получит стабильные поставки металлолома.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года