Ж/Д и рельсовый лом: сколько металлолома дают железные дороги

Железные дороги являются крупным потребителем металлургической продукции и владельцем значительной части металлофонда России. По данным ассоциации НСРО «Руслом.ком», на железные дороги приходится 4,9% российского металлофонда, или порядка 201 млн тонн стали. Это источник отдельных категорий лома, которые игроки рынка называют ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. По ГОСТ 2787-2019 железнодорожный лом - подвид марок 3А и 5А.

железнодорожные рельсы

В 2022 году, по данным ОАО «РЖД», было перевезено 1,357 млрд тонн грузов. Объем работы составил 3642,5 млрд приведенных тонно-километров — грузовые и пассажирские перевозки вместе. По словам генерального директора и председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова, это самый высокий показатель в истории компании.

Интенсивные перевозки ведут к износу путевого строения и подвижного состава. В результате образуется металлолом ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2, который ОАО «РЖД» и другие владельцы подвижного состава продают для переработки.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Разновидности железнодорожного лома

В зависимости от источника образования можно выделить три категории железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2:

  • рельсовый лом;
  • лом подвижного состава: локомотивы, вагоны, колесные пары;
  • прочие отходы: списанные элементы путевого строения, узлы оборудования.

В процессе сбора и переработки вторичного сырья используется более детальная классификация железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Согласно ГОСТ 2787-2019, он относится к категориям лома черных металлов и

В первую из них входят габаритные объекты, которые готовы к переплавке: 

  • 3А-1 — кусковые лом и отходы;
  • 3А-2 — кусковые лом и отходы, переработанные ножничной резкой;
  • 3А-3 — кусковой лом рельсов, колес, осей, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек.

Вторая категория включает негабаритные объекты, которые предварительно нужно разделать:

  • 5А-1 — кусковой лом рельсов, колес, осей, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек;
  • 5А-2 — кусковой лом вагонов, полувагонов, платформ, рам, балок, бортов, крыш, люков, дверей, полов, триангелей, накладок, костылей, автосцепок;
  • 5А-3 — полувагоны, думпкары, рефрижераторы, почтовые вагоны, платформы без сгораемых материалов, промытые и пропаренные цистерны со сквозным отверстием «на своем ходу».

На рынке, как указано выше, используются обозначения железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Первое для резаного лома, а второе — неразделанного.

Железнодорожный лом состоит в основном из частей подвижного состава и верхнего строения пути, главным образом рельсов. Остальные источники занимают небольшую долю в его общем объеме.

железная дорога

Рельсовый лом

Трение колес стачивает рельсы. Правилами технической эксплуатации железных дорог допускается вертикальный износ до 6 мм, после чего рельс заменяется. Можно подсчитать, исходя из ширины верхней части головки рельса Р65 — 49,1 мм и износа, что за срок службы рельс теряет порядка 2,29 кг стали на каждый погонный метр, сточенных колесами в стальную пыль. Каждый миллион тонн рельсов Р65 общей протяженностью 15,4 млн метров безвозвратно теряет 35,3 тысячи тонн стали. Изношенный рельс подлежит замене и отправке в металлолом.

Динамику износа характеризуют данные о закупках рельсов ОАО «РЖД»:

ГодЗакупки (тысяч тонн)
2018985,5
20191027,1
20201100
2021670
2022942,9
Всего в 2018–2022 годах4725,5

Новые рельсы расходуются не только на капитальный ремонт пути с заменой старых рельсов, но и для нового строительства. Так что из количества закупаемых рельсов надо вычесть рельсы, использованные для новых путей.

В период с 2018 по конец 2022 года, по данным отчетов и сообщений ОАО «РЖД», было построено около 1520 км новых путей. Можно вычислить вес уложенных рельсов — 196,6 тысяч тонн. Таким образом, за пятилетие на новое строительство было израсходовано 4,1% закупленных рельсов. Остальные использовались для замены изношенных участков путей.

Получается, что за пять лет образуется порядка 4,5 млн тонн рельсового лома, или 900 тысяч тонн в среднем в год.

поезд

Лом вагонов

Значительная часть железнодорожного лома образуется из частей подвижного состава. Вагоны в основном принадлежат частным компаниям. На середину 2022 года в России, по данным аналитической базы «600 крупнейших собственников и операторов подвижного состава. 2022 год», насчитывалась 471 компания, владеющая вагонами, которым принадлежало 78,5% всего подвижного состава. Помимо них есть множество мелких собственников, имеющих от нескольких штук до нескольких десятков вагонов. Всего в России насчитывается 1,2 млн вагонов.

железнодорожные вагоны

По данным лизинговой компании «ВТБ Лизинг», до 2030 года заканчивается срок службы у 237 тысяч вагонов, что составляет 18,3% парка. В это число входят:

  • полувагонов — 114 тысяч;
  • цистерн — 53 тысячи;
  • платформ —26 тысяч.

Все они в течение последующих семи лет будут сданы в металлолом. Исходя из этих данных можно приблизительно оценить объем лома вагонов, который образуется за это время. К расчету приняты следующие показатели веса. Вагоны производства ОАО «Уралвагонзавод»: полувагоны — 24 тонны, цистерна — 28 тонн; вагоны производства ОВК: платформа — 25,5 тонн. Остальные типы вагонов рассчитываются по весу крытого вагона — 28 тонн.

Вес вагонов, которые должны быть утилизированы до 2030 года:

  • полувагоны — 2,73 млн тонн;
  • цистерны — 1,48 млн тонн;
  • платформы — 0,66 млн тонн;
  • остальные — 1,2 млн тонн

Всего до 2030 года образуется приблизительно 6,07 млн тонн лома вагонов, или около 860 тысяч тонн в год

Все вагоны можно разделить на почтовые, пассажирские и грузовые - полувагоны, платформы, цистерны. Два первых вида дают большой процент засора. Про грузовые вагоны можно сказать, что это чистый металл - засор не превышает 0,5%. Но нужно учитывать, что в любом вагоне есть не только черный лом, но и цветной. Кроме того, стоит учитывать расходы на демонтаж - около 3 тыс. руб. за один вагон

image

Денис Дубовой

Коммерческий директор Vtorion

Где купить или продать железнодорожный металлолом

Рынок железнодорожного лома можно разделить на три основных сегмента: 

  • ОАО «ТД РДЖ»;
  • крупные собственники подвижного состава;
  • мелкие собственники подвижного состава.

В первом сегменте преобладают крупные, практически регламентированные плановыми заданиями поставки металлолома. Его можно найти на специальных электронных тендерных площадках, поскольку госкомпании ограничены в возможности размещения объявлений о закупках.

В двух других сегментах могут осуществляться различные по объему поставки. Частные компании не обязаны проводить тендерные процедуры и продавать лом исключительно через электронные площадки. Один из способов реализации продукции для таких поставщиков — маркетплейс Vtorion.

Площадка предоставляет возможность закупить партию лома определенных характеристик. Также маркетплейс позволяет найти покупателя для разовой или регулярной поставки партий самого разного объема. Возможны и посреднические операции, когда компания покупает вагоны на лом целиком и «на своем ходу» (ЖДЛ 2), затем разделывает их и продает уже как габаритный лом (ЖДЛ 1).

Если на упомянутых 471 крупных собственников подвижного состава образуется примерно 870 тысяч тонн лома вагонов, то в среднем на компанию приходится 1,8 тысяч тонн, или 64–65 вагонов в год, в зависимости от парка. Мелкие собственники могут сдавать в лом 1–2 вагона в год.  

Выводы

Железные дороги остаются стабильным источником металлолома. В год образуется около 900 тысяч тонн рельсового лома и 860 тысяч тонн лома вагонов, всего 1760 тысяч тонн железнодорожного лома. При текущей цене в 25 тысяч рублей за тонну суммарная стоимость всего этого лома достигнет около 45 млрд рублей в год.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи