Утильсбор в 2025 году: повышение ставок и влияние на ломозаготовку

Правительство повысило утилизационный сбор на автомобили с января нового года и продолжит увеличивать налог на 10–20% до 2030-го. Планировалось, что благодаря утильсбору государство в том числе поддержит ломозаготовителей. Однако ситуация в отрасли остается прежней. Для чего на практике нужен утильсбор и как сильно он увеличивает стоимость автомобиля — разобрался Vtorion.

налог на автомобиль

Как работает утилизационный сбор на практике

Утилизационный сбор — это деньги, которые отечественные производители и импортеры автомобилей платят в государственный бюджет. Его первоначальная цель — стимулировать переработку старых авто и снизить экологическую нагрузку. На практике такой налог используют как экономический инструмент для регулирования рынка и поддержки отечественного автопрома через субсидии.

В России утильсбор ввели в 2012 году, когда страна стала членом Всемирной торговой организации. Эта мера должна была предотвратить наплыв дешевых подержанных автомобилей из-за границы, так как снижение пошлин на ввоз таких машин было одним из требований для вступления в ВТО. Сперва утильсбор касался только импортных автомобилей, но вскоре выяснилось, что такой подход нарушает правила ВТО, так как создает неравные условия для иностранных и отечественных производителей. С 2014 года сбор распространили на все автомобили. Однако, чтобы не наносить ущерб российским автозаводам, государство начало возмещать им затраты через субсидии. В итоге отечественные производители стали формально платить утильсбор (на деле он добавляется к стоимости машины, то есть ложится на плечи покупателя), но фактически получать его обратно.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Изменение ставок утильсбора с 1 января 2025 года

Изменения напрямую коснулись тех, кто покупает автомобили за границей и перепродает в России. Теперь сбор вырастет независимо от того, действует продавец как физическое или юридическое лицо. Причем новые ставки распространяются не только на легковые автомобили, но и на грузовики, автобусы, прицепы, полуприцепы, а также дорожно-строительную технику.

С 1 октября 2024 года ставка легковых автомобилей уже увеличилась на 70–85%. Наибольшей популярностью пользуются машины с двигателем от одного до двух литров. С 1 января 2025-го утилизационный сбор для новых таких машин составляет  667 400 рублей, старше трех лет — 1  174  000 рублей. Для электромобилей и гибридов сбор вырос сразу в двадцать раз — с 33 400 рублей до  667 400 рублей.

изменения утильсбора

Кого не коснулись изменения

Изменения не затронули физических лиц, которые ввозят в Россию легковые автомобили с двигателем до трех литров для личного пользования. Ставки остались прежними — 3 400 рублей для новых авто и 5 200 рублей — для машин старше трех лет, и они сохранятся до 2030 года. Но есть условия: владелец обязан оплатить все таможенные пошлины и налоги, не продавать автомобиль в течение года. Если это требование нарушено, придется оплатить полный утилизационный сбор ( 667 000 или 1  174 000 рублей). Напомним, что утильсбор платится только один раз: последующие владельцы его не оплачивают.

Насколько подорожает автомобиль

Для самых популярных моделей — с двигателями от одного до двух литров — сумма утилизационного сбора в 2025 году составит примерно треть от их розничной цены —  667 400 рублей.

Стандартно утилизационный сбор рассчитывают по формуле:

расчет утильсбора

Правительство определяет базовую ставку утилизационного сбора и коэффициент для его расчета. В 2025 году базовая ставка утильсбора составляет:

  • для легковых автомобилей — 20 000 рублей;
  • для остальных категорий ТС —  150 000 рублей;
  • для спецтехники —  172 500 рублей.

Коэффициент зависит от категории транспортного средства, возраста, объема двигателя и технически допустимой максимальной массы. Полный перечень новых коэффициентов прописан в постановлении Правительства № 1255.

Предположим, компания приобрела за границей ломовоз с технически допустимой массой 33 тонны (ломовоз считается грузовым авто согласно постановлению Правительства № 1255). Размер утилизационного сбора зависит от возраста машины и коэффициента и рассчитывается по формуле:

пример расчета утильсбора

Правительство планирует увеличить размер утильсбора до 2030 года по следующей схеме. Ставка будет ежегодно расти на 10–20%:

ставка утильсбора до 2030 года

Кто и когда оплачивает утильсбор

Физлица не оплачивают утильсбор для нового автомобиля напрямую — он уже включен в стоимость. Налог оплачивает производитель: в ПТС должна стоять специальная отметка (в разделе «Особые отметки»).

отметка утильсбора в птс

Если же человек ввозит автомобиль из-за границы, то оплачивает налог сразу на таможне. Штрафов за неуплату утилизационного сбора нет, но без соответствующей отметки со статусом «действующий» автомобиль не зарегистрируют.

Как изменения в утилизационном сборе повлияют на ломозаготовку

В 2023 году мы уже писали, что предприятие, занимающееся заготовкой лома, имеет право обратиться за государственной поддержкой, но, скорее всего, получит отказ. Также ранее эксперты отмечали, что в России отсутствует полноценная система утилизации, а утильсбор — это защитная мера, увеличивающая стоимость импортных автомобилей и поддерживающая местных производителей.


#утилизация автомобиля 

Утилизационный сбор на автомобили в 2023 году: когда его получат ломозаготовители

подробнее


 

Ситуация не изменилась и сегодня. Это подтверждает Наталья Беляева, гендиректор компании «Дельфи», председатель Комиссии по экологии Совета ТПП РФ по РЭЗЦиЭ. Кроме того, представитель Минпромторга подтвердил, что утильсбор в настоящее время не столько выполняет экологическую функцию, сколько служит защитным барьером от импорта. Этот сбор применяется как к автомобилям, произведенным внутри страны, так и к ввезенным из-за рубежа.

Для локально произведенных машин государство предоставляет субсидии, которые компенсируют значительную часть этого сбора. Размер помощи зависит от баллов локализации, и с 2022 года требуемый показатель постепенно повышают. Так Минпромторг стремится стимулировать компонентную отрасль. Однако пока российские производители стараются «нагнать» требуемый уровень локализации, есть вероятность, что часть утильсбора, которая не будет субсидирована, ляжет на производителей. Последние, в свою очередь, из-за пошлин увеличат стоимость автомобиля. То есть подобные издержки лягут на плечи покупателя.
 

Если утилизационный сбор продолжит расти, логично предположить, что многие автовладельцы захотят поскорее приобрести новую машину, чтобы избежать еще больших затрат в будущем. Хотя представители Минпромторга не считают, что это станет серьезным стимулом для массового обновления автопарка.

Тем не менее сейчас рынок подержанных автомобилей активно растет. В январе 2025 года в России приобрели свыше  420 000 подержанных легковых автомобилей. По данным агентства «Автостат», это на 29,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Возможно, ситуация связана не столько с утильсбором, сколько с общими экономическими тенденциями и ограниченной доступностью новых машин.

Повышение утильсбора в ближайшей перспективе вряд ли приведет к кардинальным изменениям в ломозаготовительной отрасли. Основными вызовами по-прежнему остаются отсутствие развитой системы утилизации и недостаточная поддержка со стороны государства.

Утилизационный сбор должен был образовать бюджет, который направится на переработку старых машин и опасных материалов. Однако на практике налог стал инструментом поддержки отечественного автопрома: средства используют для субсидирования российских производителей. Помимо этого, с помощью субсидий утильсбор должен был поддержать отрасль ломозаготовки, но подобные заявки до сих пор остаются без ответа. Утилизационный налог по-прежнему не влияет на отрасль, так как в России до сих пор отсутствует развитая система утилизации.

Подпишитесь на телеграм-канал Vtorion, чтобы быть в курсе цен и новостей отрасли лома в России и в мире.

Статьи по теме

17.10.2024
Утилизационные центры: как они работают в Европе и России
Подробнее


30.10.2023
Изменение порядка уплаты утилизационного сбора: как это повлияет на автолом
Подробнее


12.12.2023
Сколько стоит сдать автомобиль на металлолом?
Подробнее


Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2025 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи