Ж/Д и рельсовый лом: сколько металлолома дают железные дороги
Железные дороги являются крупным потребителем металлургической продукции и владельцем значительной части металлофонда России. По данным ассоциации НСРО «Руслом.ком», на железные дороги приходится 4,9% российского металлофонда, или порядка 201 млн тонн стали. Это источник отдельных категорий лома, которые игроки рынка называют ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. По ГОСТ 2787-2019 железнодорожный лом - подвид марок 3А и 5А.
В 2022 году, по данным ОАО «РЖД», было перевезено 1,357 млрд тонн грузов. Объем работы составил 3642,5 млрд приведенных тонно-километров — грузовые и пассажирские перевозки вместе. По словам генерального директора и председателя правления ОАО «РЖД» Олега Белозерова, это самый высокий показатель в истории компании.
Интенсивные перевозки ведут к износу путевого строения и подвижного состава. В результате образуется металлолом ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2, который ОАО «РЖД» и другие владельцы подвижного состава продают для переработки.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Разновидности железнодорожного лома
В зависимости от источника образования можно выделить три категории железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2:
- рельсовый лом;
- лом подвижного состава: локомотивы, вагоны, колесные пары;
- прочие отходы: списанные элементы путевого строения, узлы оборудования.
В процессе сбора и переработки вторичного сырья используется более детальная классификация железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Согласно ГОСТ 2787-2019, он относится к категориям лома черных металлов 3А и 5А.
В первую из них входят габаритные объекты, которые готовы к переплавке:
- 3А-1 — кусковые лом и отходы;
- 3А-2 — кусковые лом и отходы, переработанные ножничной резкой;
- 3А-3 — кусковой лом рельсов, колес, осей, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек.
Вторая категория включает негабаритные объекты, которые предварительно нужно разделать:
- 5А-1 — кусковой лом рельсов, колес, осей, костылей, пружин, букс, сцепок, шкворней, пятников, тележек;
- 5А-2 — кусковой лом вагонов, полувагонов, платформ, рам, балок, бортов, крыш, люков, дверей, полов, триангелей, накладок, костылей, автосцепок;
- 5А-3 — полувагоны, думпкары, рефрижераторы, почтовые вагоны, платформы без сгораемых материалов, промытые и пропаренные цистерны со сквозным отверстием «на своем ходу».
На рынке, как указано выше, используются обозначения железнодорожного лома ЖДЛ 1 и ЖДЛ 2. Первое для резаного лома, а второе — неразделанного.
Железнодорожный лом состоит в основном из частей подвижного состава и верхнего строения пути, главным образом рельсов. Остальные источники занимают небольшую долю в его общем объеме.
Рельсовый лом
Трение колес стачивает рельсы. Правилами технической эксплуатации железных дорог допускается вертикальный износ до 6 мм, после чего рельс заменяется. Можно подсчитать, исходя из ширины верхней части головки рельса Р65 — 49,1 мм и износа, что за срок службы рельс теряет порядка 2,29 кг стали на каждый погонный метр, сточенных колесами в стальную пыль. Каждый миллион тонн рельсов Р65 общей протяженностью 15,4 млн метров безвозвратно теряет 35,3 тысячи тонн стали. Изношенный рельс подлежит замене и отправке в металлолом.
Динамику износа характеризуют данные о закупках рельсов ОАО «РЖД»:
Год | Закупки (тысяч тонн) |
2018 | 985,5 |
2019 | 1027,1 |
2020 | 1100 |
2021 | 670 |
2022 | 942,9 |
Всего в 2018–2022 годах | 4725,5 |
Новые рельсы расходуются не только на капитальный ремонт пути с заменой старых рельсов, но и для нового строительства. Так что из количества закупаемых рельсов надо вычесть рельсы, использованные для новых путей.
В период с 2018 по конец 2022 года, по данным отчетов и сообщений ОАО «РЖД», было построено около 1520 км новых путей. Можно вычислить вес уложенных рельсов — 196,6 тысяч тонн. Таким образом, за пятилетие на новое строительство было израсходовано 4,1% закупленных рельсов. Остальные использовались для замены изношенных участков путей.
Получается, что за пять лет образуется порядка 4,5 млн тонн рельсового лома, или 900 тысяч тонн в среднем в год.
Лом вагонов
Значительная часть железнодорожного лома образуется из частей подвижного состава. Вагоны в основном принадлежат частным компаниям. На середину 2022 года в России, по данным аналитической базы «600 крупнейших собственников и операторов подвижного состава. 2022 год», насчитывалась 471 компания, владеющая вагонами, которым принадлежало 78,5% всего подвижного состава. Помимо них есть множество мелких собственников, имеющих от нескольких штук до нескольких десятков вагонов. Всего в России насчитывается 1,2 млн вагонов.
По данным лизинговой компании «ВТБ Лизинг», до 2030 года заканчивается срок службы у 237 тысяч вагонов, что составляет 18,3% парка. В это число входят:
- полувагонов — 114 тысяч;
- цистерн — 53 тысячи;
- платформ —26 тысяч.
Все они в течение последующих семи лет будут сданы в металлолом. Исходя из этих данных можно приблизительно оценить объем лома вагонов, который образуется за это время. К расчету приняты следующие показатели веса. Вагоны производства ОАО «Уралвагонзавод»: полувагоны — 24 тонны, цистерна — 28 тонн; вагоны производства ОВК: платформа — 25,5 тонн. Остальные типы вагонов рассчитываются по весу крытого вагона — 28 тонн.
Вес вагонов, которые должны быть утилизированы до 2030 года:
- полувагоны — 2,73 млн тонн;
- цистерны — 1,48 млн тонн;
- платформы — 0,66 млн тонн;
- остальные — 1,2 млн тонн
Всего до 2030 года образуется приблизительно 6,07 млн тонн лома вагонов, или около 860 тысяч тонн в год.
Все вагоны можно разделить на почтовые, пассажирские и грузовые - полувагоны, платформы, цистерны. Два первых вида дают большой процент засора. Про грузовые вагоны можно сказать, что это чистый металл - засор не превышает 0,5%. Но нужно учитывать, что в любом вагоне есть не только черный лом, но и цветной. Кроме того, стоит учитывать расходы на демонтаж - около 3 тыс. руб. за один вагон
Где купить или продать железнодорожный металлолом
Рынок железнодорожного лома можно разделить на три основных сегмента:
- ОАО «ТД РДЖ»;
- крупные собственники подвижного состава;
- мелкие собственники подвижного состава.
В первом сегменте преобладают крупные, практически регламентированные плановыми заданиями поставки металлолома. Его можно найти на специальных электронных тендерных площадках, поскольку госкомпании ограничены в возможности размещения объявлений о закупках.
В двух других сегментах могут осуществляться различные по объему поставки. Частные компании не обязаны проводить тендерные процедуры и продавать лом исключительно через электронные площадки. Один из способов реализации продукции для таких поставщиков — маркетплейс Vtorion.
Площадка предоставляет возможность закупить партию лома определенных характеристик. Также маркетплейс позволяет найти покупателя для разовой или регулярной поставки партий самого разного объема. Возможны и посреднические операции, когда компания покупает вагоны на лом целиком и «на своем ходу» (ЖДЛ 2), затем разделывает их и продает уже как габаритный лом (ЖДЛ 1).
Если на упомянутых 471 крупных собственников подвижного состава образуется примерно 870 тысяч тонн лома вагонов, то в среднем на компанию приходится 1,8 тысяч тонн, или 64–65 вагонов в год, в зависимости от парка. Мелкие собственники могут сдавать в лом 1–2 вагона в год.
Выводы
Железные дороги остаются стабильным источником металлолома. В год образуется около 900 тысяч тонн рельсового лома и 860 тысяч тонн лома вагонов, всего 1760 тысяч тонн железнодорожного лома. При текущей цене в 25 тысяч рублей за тонну суммарная стоимость всего этого лома достигнет около 45 млрд рублей в год.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года