Доставка лома железнодорожным и автомобильным транспортом
Перед ломозаготовителями и металлургами всегда стоит выбор оптимального способа доставки сырья по России. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и ограничения, которые влияют на эффективность и стоимость перевозки. Так, железная дорога — более предпочтительный вариант для отправки больших партий грузов на дальние расстояния. Тогда как автомобильные перевозки выбирают для мелких и средних объемов на дистанции до 150 км. В этой статье Vtorion проанализирует стоимость логистики, расскажет об особенностях каждого вида транспорта и поможет найти выгодное решение для доставки металлолома.
Перевозка лома черных металлов: куда доставляют лом?
Один из важнейших факторов, влияющих на рынок металлолома, — логистика. У ломозаготовителей и металлургов есть несколько способов транспортировки сырья, которые можно комбинировать или использовать по отдельности. Самые распространенные варианты — железная дорога и грузовой автотранспорт. Также металлолом доставляют по воде, но речным транспортом в нашей стране возят незначительную долю грузов. Выбор вида транспорта зависит от объемов металлолома, расстояния перевозки, местонахождения пунктов приема и металлургических предприятий.
В России в 2022 году, по данным Минтранса, всего отправили более 6,8 млрд тонн грузов. Доли каждого вида транспорта в общей структуре распределились следующим образом:
- автомобильный — 5,5 млрд тонн, или 80,9%;
- железнодорожный — 1,2 млрд тонн, или 17,6%;
- внутренний водный — 109,6 млн тонн, или 1,5%.
С металлоломом ситуация несколько иная. По подсчетам Vtorion на основе открытых данных «Руслом.ком» и РЖД, в среднем на железную дорогу приходится 62% перевозок лома (см. таблицу). Остальное — автомобили и мультимодальная доставка, включающая речной транспорт.
Год | Потребление лома в России (млн тонн) | Погрузка лома на сети РЖД (млн тонн) | Доля ж/д транспорта в перевозках лома |
2019 | 23,6 | 14,7 | 62,3% |
2020 | 22,8 | 14,3 | 62,7% |
2021 | 26,6 | 16,4 | 61,7% |
2022 | 19,9 | 12,9 | 64,8% |
2023 (факт за 6 месяцев) | 10,2 | 6,3 | 61,8% |
Источники: «Руслом.ком», РЖД
Согласно базовому прогнозу «Руслом.ком», по итогам 2023 года потребление лома в РФ составит 18,7 млн тонн. Таким образом, погрузка железнодорожным транспортом может достигнуть 11,5 млн тонн.
Основные перевозчики лома — железная дорога и автомобили. Вероятно, такая ситуация сохранится и в будущем. Доли в общем объеме перевозок могут поменяться, например, в связи с развитием беспилотных грузовых автомобилей и альтернативных видов топлива. Возможно, это сократит расходы автоперевозчиков, снизит цены на их услуги и к ним с железной дороги перейдет часть грузов. С другой стороны, железнодорожники постоянно работают над увеличением провозной и пропускной способности инфраструктуры, привлекая все новых клиентов
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Железнодорожные тарифы на перевозку лома
Железнодорожный транспорт обычно используют ломозаготовители и металлургические предприятия для доставки крупных партий сырья на большие расстояния. По данным Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), дальность перевозок лома черных металлов по итогам 2022 года составила около 1100 км (+ 10,4% к 2021 году).
Определенно, на коротких дистанциях автотранспорт обходится дешевле. Железная дорога начинает выигрывать только на дистанциях более 1500–2000 км. Сейчас перевозка лома ж/д транспортом в среднем стоит 3000–3500 рублей за тонну на такой дистанции
Стоимость доставки складывается из двух частей — железнодорожного тарифа на груженый рейс и ставки за вагон. Металлолом относится к высокомаржинальным грузам. Согласно тарифному руководству (прейскурант 10-01), его перевозят по самому дорогому, третьему тарифному классу, который приносит основной доход РЖД. По оценкам железнодорожных операторов, опрошенных Vtorion, стоимость перевозки одной тонны металлолома в собственном полувагоне на расстояние до 1000 км обойдется примерно в 2500 рублей, на дистанцию более 2000 км — в 3500 рублей, на 9000 км — в 5500 рублей.
Стоимость перевозки не фиксированная. Она зависит от расстояния, маршрута и других факторов. Все это отражено в прейскуранте РЖД 10-01. При этом независимо от того, сколько вы погрузите в вагон — 10 или 50 тонн, — цена не изменится. Но у перевозчика есть весовые ограничения, за перегруз предусмотрены штрафы
Статнагрузка зависит от типа погрузки и вида металлолома. При загрузке навалом она составляет от 55 до 63 тонн. Для ее увеличения используют систему брикетирования, когда лом на заготовительной площадке спрессовывают в брикет. Таким образом обеспечивается максимальная заполняемость вагона — до 69 тонн.
Для снабжения крупных металлургических предприятий в основном используют самый массовый подвижной состав — полувагоны. Они удобны для выгрузки и проверки качества металлолома. Цена за предоставление вагона зависит от наличия долгосрочного контракта с металлургическим комбинатом. Если такого договора нет, применяют спотовый (рыночный) тариф. По данным СОЖТ, среднесуточная цена аренды полувагона в июне 2023 года составила 1900–2000 рублей для долгосрочных контрактов. Для спота — от 2300 до 2600 рублей за вагон в сутки.
Стоимость перевозки лома автотранспортом
В зависимости от веса, объема и типа металлолома его перевозят на разных видах грузовых автомобилей. Но лучшим вариантом считают ломовозы. Это специальный транспорт для твердых отходов с клешней-манипулятором. При этом стоит учитывать, что во многих регионах нашей страны вывоз металлолома автотранспортом невозможен из-за отсутствия качественных дорог и подъездных путей.
По словам участников рынка, опрошенных Vtorion, лом черных металлов на грузовиках доставляют небольшими партиями на расстояние до 150 км. Это связано с весовыми ограничениями на федеральных трассах и сильным воздействием груза на кузов транспортного средства. Такой вариант обычно выбирают физические лица, малый и средний бизнес. По информации участников рынка, в большегрузе можно транспортировать до 20 тонн лома. Таким образом, один полувагон равен в среднем трем грузовым машинам.
Стоимость перевозки лома грузовым автотранспортом на расстояние 1500–2000 км обойдется в 3200–4300 рублей за тонну
По данным участников рынка, опрошенных Vtorion, металлолом на расстояния свыше 150 км экономически выгодно перевозить в полувагоне. Некоторые предприятия готовы получать сырье автотранспортом, но это более трудоемко.
Автомобиль перемещается по федеральным трассам, а значит, необходимо зарегистрировать его в системе “Платон” и уплатить соответствующие сборы. Также надо учесть расходы на топливо, оплату труда сотрудников, участвующих в перевозке, и прочие издержки
Цена доставки лома по реке
По реке лом массово не перевозят. Чаще всего этим занимаются предприятия, чьи пункты сбора металлолома находятся рядом с водными путями и крупными речными портами.
Такой способ доставки использует, например, “Северсталь”. Поставки осуществляются из порта Коломна и Южного порта. Последний находится в Москве, в ближайшее время его демонтируют, но пока он работает. Рядом с этими портами расположено несколько крупных приемок, которые перерабатывают лом и сгружают по воде. В порт приходит баржа, ломозаготовитель ее грузит, а потом по реке металлолом везут на предприятие или до ж/д станции, где сырье перегружают в вагоны для дальнейшей доставки получателю
На тарифы в речной логистике также влияют расстояние, объемы груза и стоимость топлива. Точную цену доставки определить сложно, так как на такие перевозки в основном заключают долгосрочные контракты с пунктами приема, владельцами портов и судоходными компаниями.
Доставка по воде может обойтись в три раза дешевле перевозки автотранспортом. Но в отсутствие развитой системы речного транспорта на сопоставимые расстояния по большинству направлений ж/д перевозка все равно оказывается выгоднее
Влияет ли марка лома на стоимость перевозки?
Вид лома на стоимость транспортировки напрямую не влияет. При перевозках решающую роль играет не марка, а объем металлолома, который загружают в вагон или ломовоз. Это особенно важно для тех грузоотправителей, которые сами платят за доставку.
РЖД выставляет тариф из точки А в точку Б. И чем больше загрузить в вагон, тем стоимость перевозки будет дешевле в пересчете на тонну. Если речь идет о стружке, то максимум получится загрузить 40 тонн. Если это лом 3А, то объем будет уже 65–68 тонн. Таким образом, доставка 3А в пересчете на тонну будет дешевле
Крупные металлургические предприятия часто сами оплачивают перевозку лома. Но при этом они пристально следят за статнагрузкой — им важно, чтобы поставщик грузил норму в 60–65 тонн.
Основные выводы: каким транспортом доставлять лом выгоднее?
Расходы на транспортировку лома зависят от множества факторов — расстояние, объем груза, необходимость перегрузки, вид транспорта, рыночная конъюнктура.
Стоимость логистики в цене лома колеблется от 10 до 25% в зависимости от стоимости самого сырья и способа перевозки
Основной фактор, который влияет на выбор, — объем груза на единицу транспорта. В полувагоне можно перевезти до 69 тонн, в то время как в автомобиле — всего 20 тонн. Также стоит учитывать наличие фронтов выгрузки, которые ориентированы на железнодорожный транспорт. В целом между автомобилями, железной дорогой и речными перевозками большой конкуренции нет, каждый из способов используют при различной дальности и объемах транспортировки.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года