Доставка лома железнодорожным и автомобильным транспортом
Перед ломозаготовителями и металлургами всегда стоит выбор оптимального способа доставки сырья по России. Каждый вид транспорта имеет свои преимущества и ограничения, которые влияют на эффективность и стоимость перевозки. Так, железная дорога — более предпочтительный вариант для отправки больших партий грузов на дальние расстояния. Тогда как автомобильные перевозки выбирают для мелких и средних объемов на дистанции до 150 км. В этой статье Vtorion проанализирует стоимость логистики, расскажет об особенностях каждого вида транспорта и поможет найти выгодное решение для доставки металлолома.

Перевозка лома черных металлов: куда доставляют лом?
Один из важнейших факторов, влияющих на рынок металлолома, — логистика. У ломозаготовителей и металлургов есть несколько способов транспортировки сырья, которые можно комбинировать или использовать по отдельности. Самые распространенные варианты — железная дорога и грузовой автотранспорт. Также металлолом доставляют по воде, но речным транспортом в нашей стране возят незначительную долю грузов. Выбор вида транспорта зависит от объемов металлолома, расстояния перевозки, местонахождения пунктов приема и металлургических предприятий.
В России в 2022 году, по данным Минтранса, всего отправили более 6,8 млрд тонн грузов. Доли каждого вида транспорта в общей структуре распределились следующим образом:
- автомобильный — 5,5 млрд тонн, или 80,9%;
- железнодорожный — 1,2 млрд тонн, или 17,6%;
- внутренний водный — 109,6 млн тонн, или 1,5%.
С металлоломом ситуация несколько иная. По подсчетам Vtorion на основе открытых данных «Руслом.ком» и РЖД, в среднем на железную дорогу приходится 62% перевозок лома (см. таблицу). Остальное — автомобили и мультимодальная доставка, включающая речной транспорт.
Год | Потребление лома в России (млн тонн) | Погрузка лома на сети РЖД (млн тонн) | Доля ж/д транспорта в перевозках лома |
2019 | 23,6 | 14,7 | 62,3% |
2020 | 22,8 | 14,3 | 62,7% |
2021 | 26,6 | 16,4 | 61,7% |
2022 | 19,9 | 12,9 | 64,8% |
2023 (факт за 6 месяцев) | 10,2 | 6,3 | 61,8% |
Источники: «Руслом.ком», РЖД
Согласно базовому прогнозу «Руслом.ком», по итогам 2023 года потребление лома в РФ составит 18,7 млн тонн. Таким образом, погрузка железнодорожным транспортом может достигнуть 11,5 млн тонн.
Основные перевозчики лома — железная дорога и автомобили. Вероятно, такая ситуация сохранится и в будущем. Доли в общем объеме перевозок могут поменяться, например, в связи с развитием беспилотных грузовых автомобилей и альтернативных видов топлива. Возможно, это сократит расходы автоперевозчиков, снизит цены на их услуги и к ним с железной дороги перейдет часть грузов. С другой стороны, железнодорожники постоянно работают над увеличением провозной и пропускной способности инфраструктуры, привлекая все новых клиентов
Мы объединяем заводы, предприятия и других поставщиков вторсырья с покупателями на одной цифровой платформе
Железнодорожные тарифы на перевозку лома
Железнодорожный транспорт обычно используют ломозаготовители и металлургические предприятия для доставки крупных партий сырья на большие расстояния. По данным Союза операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), дальность перевозок лома черных металлов по итогам 2022 года составила около 1100 км (+ 10,4% к 2021 году).
Определенно, на коротких дистанциях автотранспорт обходится дешевле. Железная дорога начинает выигрывать только на дистанциях более 1500–2000 км. Сейчас перевозка лома ж/д транспортом в среднем стоит 3000–3500 рублей за тонну на такой дистанции

Стоимость доставки складывается из двух частей — железнодорожного тарифа на груженый рейс и ставки за вагон. Металлолом относится к высокомаржинальным грузам. Согласно тарифному руководству (прейскурант 10-01), его перевозят по самому дорогому, третьему тарифному классу, который приносит основной доход РЖД. По оценкам железнодорожных операторов, опрошенных Vtorion, стоимость перевозки одной тонны металлолома в собственном полувагоне на расстояние до 1000 км обойдется примерно в 2500 рублей, на дистанцию более 2000 км — в 3500 рублей, на 9000 км — в 5500 рублей.
Стоимость перевозки не фиксированная. Она зависит от расстояния, маршрута и других факторов. Все это отражено в прейскуранте РЖД 10-01. При этом независимо от того, сколько вы погрузите в вагон — 10 или 50 тонн, — цена не изменится. Но у перевозчика есть весовые ограничения, за перегруз предусмотрены штрафы
Статнагрузка зависит от типа погрузки и вида металлолома. При загрузке навалом она составляет от 55 до 63 тонн. Для ее увеличения используют систему брикетирования, когда лом на заготовительной площадке спрессовывают в брикет. Таким образом обеспечивается максимальная заполняемость вагона — до 69 тонн.
Для снабжения крупных металлургических предприятий в основном используют самый массовый подвижной состав — полувагоны. Они удобны для выгрузки и проверки качества металлолома. Цена за предоставление вагона зависит от наличия долгосрочного контракта с металлургическим комбинатом. Если такого договора нет, применяют спотовый (рыночный) тариф. По данным СОЖТ, среднесуточная цена аренды полувагона в июне 2023 года составила 1900–2000 рублей для долгосрочных контрактов. Для спота — от 2300 до 2600 рублей за вагон в сутки.
Стоимость перевозки лома автотранспортом
В зависимости от веса, объема и типа металлолома его перевозят на разных видах грузовых автомобилей. Но лучшим вариантом считают ломовозы. Это специальный транспорт для твердых отходов с клешней-манипулятором. При этом стоит учитывать, что во многих регионах нашей страны вывоз металлолома автотранспортом невозможен из-за отсутствия качественных дорог и подъездных путей.

По словам участников рынка, опрошенных Vtorion, лом черных металлов на грузовиках доставляют небольшими партиями на расстояние до 150 км. Это связано с весовыми ограничениями на федеральных трассах и сильным воздействием груза на кузов транспортного средства. Такой вариант обычно выбирают физические лица, малый и средний бизнес. По информации участников рынка, в большегрузе можно транспортировать до 20 тонн лома. Таким образом, один полувагон равен в среднем трем грузовым машинам.
Стоимость перевозки лома грузовым автотранспортом на расстояние 1500–2000 км обойдется в 3200–4300 рублей за тонну
По данным участников рынка, опрошенных Vtorion, металлолом на расстояния свыше 150 км экономически выгодно перевозить в полувагоне. Некоторые предприятия готовы получать сырье автотранспортом, но это более трудоемко.
Автомобиль перемещается по федеральным трассам, а значит, необходимо зарегистрировать его в системе “Платон” и уплатить соответствующие сборы. Также надо учесть расходы на топливо, оплату труда сотрудников, участвующих в перевозке, и прочие издержки
Цена доставки лома по реке
По реке лом массово не перевозят. Чаще всего этим занимаются предприятия, чьи пункты сбора металлолома находятся рядом с водными путями и крупными речными портами.
Такой способ доставки использует, например, “Северсталь”. Поставки осуществляются из порта Коломна и Южного порта. Последний находится в Москве, в ближайшее время его демонтируют, но пока он работает. Рядом с этими портами расположено несколько крупных приемок, которые перерабатывают лом и сгружают по воде. В порт приходит баржа, ломозаготовитель ее грузит, а потом по реке металлолом везут на предприятие или до ж/д станции, где сырье перегружают в вагоны для дальнейшей доставки получателю

На тарифы в речной логистике также влияют расстояние, объемы груза и стоимость топлива. Точную цену доставки определить сложно, так как на такие перевозки в основном заключают долгосрочные контракты с пунктами приема, владельцами портов и судоходными компаниями.
Доставка по воде может обойтись в три раза дешевле перевозки автотранспортом. Но в отсутствие развитой системы речного транспорта на сопоставимые расстояния по большинству направлений ж/д перевозка все равно оказывается выгоднее
Влияет ли марка лома на стоимость перевозки?
Вид лома на стоимость транспортировки напрямую не влияет. При перевозках решающую роль играет не марка, а объем металлолома, который загружают в вагон или ломовоз. Это особенно важно для тех грузоотправителей, которые сами платят за доставку.
РЖД выставляет тариф из точки А в точку Б. И чем больше загрузить в вагон, тем стоимость перевозки будет дешевле в пересчете на тонну. Если речь идет о стружке, то максимум получится загрузить 40 тонн. Если это лом 3А, то объем будет уже 65–68 тонн. Таким образом, доставка 3А в пересчете на тонну будет дешевле
Крупные металлургические предприятия часто сами оплачивают перевозку лома. Но при этом они пристально следят за статнагрузкой — им важно, чтобы поставщик грузил норму в 60–65 тонн.

Основные выводы: каким транспортом доставлять лом выгоднее?
Расходы на транспортировку лома зависят от множества факторов — расстояние, объем груза, необходимость перегрузки, вид транспорта, рыночная конъюнктура.
Стоимость логистики в цене лома колеблется от 10 до 25% в зависимости от стоимости самого сырья и способа перевозки
Основной фактор, который влияет на выбор, — объем груза на единицу транспорта. В полувагоне можно перевезти до 69 тонн, в то время как в автомобиле — всего 20 тонн. Также стоит учитывать наличие фронтов выгрузки, которые ориентированы на железнодорожный транспорт. В целом между автомобилями, железной дорогой и речными перевозками большой конкуренции нет, каждый из способов используют при различной дальности и объемах транспортировки.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2023 года