Утилизация судов: судовой лом не мусор, а ценный ресурс
Корпуса кораблей, катеров, яхт и другого водного транспорта изготавливают из стали. В перспективе это судовой лом марок 5А или 12А. Когда срок службы корабля заканчивается, у владельца есть выбор: оставить его заброшенным или сразу сдать на металлолом. О том, как такой металл попадает в пункты приема и как ломозаготовителям повысить доход от судового лома, рассказывает Vtorion.
Утилизация судов на металлолом: судовой лом 5А, 12А
Металлический корпус любого водного транспортного средства становится листовым металлоломом 5А или 12А. Эти виды лома крайне востребованы в приемках. На них приходится более 90% всего металлолома. Один из источников качественного вторичного металла марок 5А и 12А — судоходство.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Судораздел: металлофонд в судоходстве
Существует два типа водного транспорта — речной и морской, каждый имеет свои особенности и характеристики. Паромы, баржи и речные трамваи относятся к первой категории, а круизные лайнеры, контейнеровозы и тяжеловозы — ко второй. В отдельную подкатегорию выделяют военные корабли, такие как авианосцы, универсальные десантные плавсредства, эсминцы, фрегаты и корветы.
Весь водный транспорт в целом можно разделить на военный и гражданский. В России большая доля судостроения приходится на военные корабли — это 70% всего судостроения. Суда российского производства поступают как нашим вооруженным силам, так и на экспорт. В 2022 году планировали завершить строительство 46 военных кораблей и судов обеспечения для ВМФ России.
На фоне санкций и ограничения возможностей для зарубежных путешествий в последнее время в России растет спрос на гражданский водный транспорт — прогулочный и спортивный. В 2022 году он увеличился на 6%, а всего было продано 177,3 тыс. судов.
Независимо от вида судна, после окончания срока эксплуатации его корпус становится металлоломом 5А или 12А. Как показывает статистика выпуска новых судов, в будущем судовой лом продолжит быть одним из источников качественного вторсырья.
Судовой металлолом не редкость у крупных заготовителей лома. Если пункт приема находится у судоходных рек, водный транспорт — один из основных источников металлолома. То же можно сказать про ломозаготовителей, которые работают рядом с морскими портами или озерами
Водный транспорт — одна из важнейших сфер экономики всех развитых и развивающихся стран. По данным ЮНКТАД, в 2022 году на него приходилось 80% мировой торговли. В России, по информации Росстата, в заграничном сообщении по морю отгружено 36% грузов, а доля внутренних перевозок водным транспортом составила 12,2%. С учетом высокой доли грузоперевозок, которая приходится на эту отрасль, не стоит недооценивать и ее металлофонд. Все списанные суда потенциально являются масштабным источником металлолома.
Согласно исследованию аналитического агентства Infoline для Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в России ежегодно списывается около 1000 грузовых судов, а минимальная потребность только в речных плавсредствах до 2030 года может достигнуть 4000 единиц. Объемы выбытия пассажирского флота до 2027 года составят 80–100 штук ежегодно, а потребность до 2030 года — до 1900 штук. Таким образом, ежегодно 1100 грузовых и пассажирских судов заканчивают свой жизненный цикл, списываются и могут стать металлоломом.
Особенности утилизации морских и речных судов
Утилизация российских судов в России урегулирована постановлением правительства №620 от 12.08.2010 «Об утверждении технического регламента о безопасности объектов морского транспорта». Оно учитывает и общие положения федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно документу, утиль судов проводят только квалифицированные специалисты, которые изначально должны проверить плавсредство на наличие опасных ядовитых веществ. Демонтаж происходит на изолированных площадках.
Постановление №620 не распространяется на военные корабли, военно-вспомогательные суда и в том числе на те, что находятся в государственной собственности или в эксплуатации только для госслужбы
Переработка судового лома
Переработка судового металлолома позволяет утилизировать старое плавсредство и получить прибыль от продажи металлолома. Этот процесс можно разделить на несколько этапов.
- Подбор потенциального покупателя.
Важно выбрать надежного партнера, который сможет обеспечить качественную утилизацию судна. - Сбор необходимой документации.
На этом этапе необходимо подтвердить права собственности на судно. Также необходимо предоставить информацию о его технических характеристиках (размеры, вес и т. п.). - Проведение инспекции и оценки.
Сотрудники пункта приема осматривают состояние плавсредства и оценивают его пригодность для переработки. - Подписание договора.
После проведения инспекции с потенциальным покупателем заключают договор на переработку. В документе указываются все условия и требования, которые должны быть соблюдены при утилизации судна. - Демонтаж и сбор металлолома.
Сотрудники пункта приема приступают к демонтажу судна: снимают все оборудование и металлические части, включая двигатели, насосы, трубы и цепи. Затем они собирают весь металлолом и передают на дальнейшую переработку.
Категории судового лома: марки 5А и 12А
Металлические части, которые образуются после проведения демонтажа старого корабля, — это кусковой стальной углеродистый лом. Судовой лом можно отнести к двум маркам — 5А и 12А.
Первый вид вторсырья имеет нелимитированные габариты. Его толщина начинается от 6 мм, а вес куска составляет до 5 тонн. Засоренность безвредными примесями — не более 0,5%.
У второго вида габариты тоже не лимитированы, толщина должна быть менее 4 мм, а количество примесей — не более 2%.
Утилизация кораблей: положительный эффект
Во всем мире «кладбища кораблей» — экологическая проблема. Металл практически не разлагается в природных условиях.
Стоимость утилизации судна достаточно высока, поэтому часто плавсредства демонтируют «пляжным методом»: судно ставят на якорь и разбирают на берегу. В результате подобных примитивных способов в окружающую среду попадают токсичные отходы судовой стали.
В мировой практике есть добросовестные организации, которые отправляют отслужившие судна на распил, разбор и переработку. Это является наиболее экологичным способом утилизации
У нас в стране такую роль выполняют металлургические заводы и компании первичной переработки лома, которые подготавливают сырье для вторичного использования.
Господдержка и развитие вторичного использования сырья
В России существует три вида государственной поддержки утилизации судового лома 5А и 12А:
- Госпрограмма «Утилизационный грант речных и морских судов»
При условии сдачи старого корабля на металлолом можно получить субсидию на приобретение нового. Скидка составляет до 25% от его стоимости при покупке экологичного пассажирского судна или для нужд северного завоза и до 15% для других типов. Основное условие: новое плавсредство должно быть российского производства. - Федеральный проект «Генеральная уборка»
Программа дает возможность получить субсидии за подъем и утилизацию затонувших судов на металлолом в отдельных регионах. В 2022–2024 годах в федеральном бюджете на ее реализацию заложено 20 млрд рублей. Средства будут выделять на условиях софинансирования специально отобранных проектов. В 2022 году планировали извлечь 68 затопленных судов в Камчатском, Хабаровском и Приморском крае, Сахалинской и Магаданской областях. На начало 2023 года со дна подняли 43 корабля. - Федеральный проект «Оздоровление Волги»
Программа реализуется с 2018 по 2024 год. Она предусматривает утилизацию 95 судов и других плавучих объектов, которые являются источниками загрязнения окружающей среды и негативно влияют на экологическую ситуацию в регионе. На эти и другие цели из бюджетов разных уровней планируется направить более 200 млрд рублей. Региональные власти с помощью этих денег смогут оплачивать работу частных и государственных компаний, с которыми будут заключены контракты.
Роль Vtorion в переработке судового лома
В ноябре 2022 года появился маркетплейс для покупки и продажи вторсырья онлайн — Vtorion. Площадка позволяет поставщикам и потребителям лома черных металлов снизить операционные издержки и расширить рынки сбыта.
На платформе можно искать сырье по регионам и получать выгодные предложения в зависимости от объема и регулярности поставок. В личном кабинете пользователи осуществляют торги онлайн. Обмен документами происходит в упрощенном электронном формате.
Ежедневно Vtorion проводит независимый мониторинг рыночных цен во всех регионах России и рассчитывает ценовой индекс на лом черных металлов различных марок. Пользователи используют его как ориентир справедливой стоимости металлолома в регионах.
Основные выводы
Судовой лом — это качественное сырье марок 5А или 12А. Вторсырье можно сдать с выгодой для себя и получить скидку на новое судно. В случае заинтересованности в подъеме и утилизации затонувших транспортных средств не забудьте проверить, есть ли ваш регион в федеральном проекте «Генеральная уборка» или «Оздоровление Волги». Если субъект включен в программу, получите субсидию от государства.
Утилизация судов играет важную роль в экологической и экономической сферах. Сбор металлолома способствует снижению количества отходов и сокращению загрязнения окружающей среды. А переработка сырья позволяет изготавливать новую продукцию для различных отраслей промышленности по выгодным ценам.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года