Рельсы — особая категория черного металлолома, которая образуется при износе железнодорожного полотна. Это источник высокоуглеродистой стали, и поэтому такой лом ценится на рынке вторсырья. На переработку отправляют старые или испорченные рельсы, фрагменты железнодорожных путей и вагонов, колесные пары, крепежи. Их относят к маркам лома 3АР и 5АР, технические требования к которым прописаны в межгосударственном стандарте.
По подсчетам ассоциации «Руслом.ком», железные дороги составляют двадцатую часть металлофонда России — 201 млн тонн. Данные о закупках рельсов ОАО «РЖД» показывают, что ежегодно из-за износа или дефектов 900 тысяч тонн отправляют в утиль. Сдать рельсы и другой железнодорожный лом непросто, для этой категории в стране действуют законодательные ограничения. Какие именно, расскажет Vtorion.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Кто может сдать рельсы на металлолом
Порядок обращения с ломом и отходами металлов регламентирует Постановление Правительства РФ от 28 мая 2022 г. №980. О железнодорожном ломе отдельно там не сказано, но по правилам при сдаче любого вторсырья владельцы должны подтвердить право собственности на него. В случае с рельсами сделать это могут только юридические лица.
У сдатчика попросят документы, которые подтвердят легальное происхождение рельсового лома. Это гарантия того, что металл не добыли незаконным путем. Таким документом может стать акт о списании рельсов на предприятии. Если юридическое лицо при необходимости может его предоставить, то физическое — нет.
Если рядовой ломосдатчик попытается сдать в пункт приема рельсы, сотрудники их не примут. Такое правило существует для противодействия вандалам, которые ради наживы могут повредить действующие железнодорожные пути. Владельцы дорог несут убытки, а работники и пассажиры рискуют жизнью.
Чаще в качестве сдатчиков рельсового лома выступают ОАО «РЖД» и частные компании, в ведении которых находятся железные дороги. В городах по рельсам ходят трамваи, на промышленных предприятиях используют кран-балки. Со временем все это становится ломом.
От РЖД и предприятий непригодные для использования рельсы идут в «Транслом». Это отлаженная система. Металлурги могут использовать рельсы как оборотный лом. Теоретически небольшое количество такого вторсырья может оказаться у физического лица, но это сотые доли процента от общего объема. Поэтому оборотом рельсового металлолома в основном занимаются юридические лица.
Какие законы регулируют сдачу рельсов на металлолом
Российские законы не запрещают продажу и покупку рельсового лома. Но любые сделки с этими отходами металлов оформляют особым образом.
Согласно Правилам обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2022 г. №980, поставщик рельсов предоставляет ломозаготовителю документы об их происхождении. Например, для завода, на территории которого есть железнодорожная ветка, это будет акт о списании. Незаконная сдача влечет за собой административную и уголовную ответственность:
- по статье 14.26 КоАП РФ, за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения граждан наказывают штрафом от 2000 до 2500 рублей, должностных лиц — от 4000 до 5000 рублей, юридических — от 50 000 до 100 000 рублей;
- за приобретение или сбыт имущества, добытого заведомо преступным путем, согласно статье 175 Уголовного кодекса, могут лишить свободы на два года. Для группы лиц или тех, кто воспользовался служебным положением, наказание еще серьезнее.
Что еще не примут на металлолом
Что и как разрешено сдавать на переработку, регламентирует ГОСТ 2787-2019 для черных металлов и ГОСТ Р 54564-2011 для цветных. К тому же локальные нормы есть в каждом регионе, и это стоит учитывать при обращении с такими отходами.
Ограничения касаются опасных для здоровья изделий и материалов, имущества государственных, военных или коммунальных структур, элементов инфраструктуры. В стоп-список попали:
- боевая техника и боеприпасы;
- пиротехника, бочки, цистерны и баллоны, а также закрытые емкости с неизвестным содержимым;
- металл, испачканный маслом, токсичными веществами, с повышенным уровнем радиации;
- канализационные люки, решетки ливневок, рельсы, уличное ограждение, дорожные знаки, мусорные контейнеры;
- заборы и ограждения кладбищ, надгробия, таблички и другое.
В некоторых регионах официально запрещено принимать у физических лиц лом и отходы черных металлов производственно-технического назначения, в частности рельсы, элементы железнодорожного полотна и подвижного состава. Но в федеральном законодательстве таких условий нет.
Согласно Федеральному закону №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», физическим лицам разрешается сдавать бытовой лом цветных металлов, который принадлежит им по праву собственности. Списки конкретных видов цветного металлолома формируют и обновляют субъекты федерации. Что касается лома черных металлов, то для «физиков» аналогичных условий не установлено. В российских регионах периодически выступают с инициативой дополнить федеральное законодательство соответствующими требованиями, но пока дальше обсуждений не заходят.
Сколько стоит сдать рельсы на металлолом
Стоимость рельсового лома зависит от многих параметров сырья и внешних факторов. Рельсы с минимальным процентом засора и незначительным процентом примесей стоят дороже. Негабаритный лом 5АР ценится меньше, чем 3АР, который не нужно обрабатывать для переплавки. На конечную цену влияет даже расположение пункта приема: в регионах, где вторсырье в дефиците, готовы платить за него больше.
Среди критериев, которые влияют на стоимость рельсового лома, — габариты, объем партии, качество стали, из которой изготовлены рельсы. Немаловажный фактор — кто покупатель. В зависимости от этого цена может быть выше на 1–2%.
Найти выгодные предложения и заключить сделку за считаные минуты можно на маркетплейсе вторсырья Vtorion. Цифровая платформа ежедневно мониторит данные о стоимости лома черных металлов различных марок и рассчитывает справедливые цены на него для разных регионов. Так, по данным мониторинга открытых источников от Vtorion на 11 декабря 2023 года, лом ЖДЛ1 стоит 23 693 тысячи рублей за тонну.
Важное о сдаче рельсового лома
Законно сдать рельсовый лом на переработку могут только юридические лица, имеющие право собственности. Для этого нужно подтвердить, что в происхождении отходов все чисто. Прозрачными должны быть не только сделки между поставщиками и покупателями, но и формирование стоимости лома. Конечная цена зависит от многих параметров, которые поможет учесть маркетплейс Vtorion.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года