Утилизация автомобиля в 2023 году: программы утилизации и условия
В 2023 году ломозаготовители и дилеры возобновили дискуссию о необходимости перезапуска госпрограммы утилизации автотранспорта в России. Она действовала с перерывами с 2010 по 2017 год и позволяла получать скидки на новые машины после сдачи в утиль старых. Программа помогла избавиться от автохлама в городах, вывести российский автопром из кризиса, а также загрузить мощности отечественных ломозаготовителей. На фоне критического падения производства машин в последние полтора года эта мера снова стала актуальной. Что такое программа утилизации автомобилей, будет ли она возобновлена и на каких условиях, рассказывает Vtorion.
Российский автопром в 2023 году: зачем нужна программа утилизации
С 2022 года авторынок в России находится в кризисе. Из-за ухода зарубежных концернов и перебоев с поставками в стране по итогам прошлого года производство транспортных средств сократилось почти на 70%. После некоторой стабилизации ситуации на российский рынок вышли китайские бренды, которые сразу заняли доминирующее положение. Чтобы поддержать российский автопром, бизнес и госорганы совместно ищут эффективные механизмы и решения. Одной из таких мер может стать возобновление программы государственной поддержки утилизации машин, которая доказала свою эффективность в прошлые кризисы.
После введения международных санкций в 2022 году из России ушли и продали свои активы более 50 зарубежных автопроизводителей. Конвейеры остановили Volkswagen и совместное предприятие группы PSA (Peugeot, Citroën и Mitsubishi Motors Corporation) — «ПСМА Рус» в Калуге, Mazda во Владивостоке, Mercedes-Benz в подмосковном Есипово, Nissan и Toyota в Санкт-Петербурге. На бывшем заводе Renault в Москве и на калининградском «Автоторе» организовали «отверточную» сборку китайских машин.
В итоге на российском авторынке осталось три отечественных марки — LADA, ГАЗ и УАЗ — и одиннадцать китайских, среди которых Chery, Geely, Haval и Jac.
В 2022 году российский рынок легковых автомобилей сократился на 58,8% по сравнению с 2021 годом, а производство в РФ упало на 67% (Ассоциация европейского бизнеса). По итогам первого полугодия 2023 года ситуация остается сложной.
Год | Производство легковых автомобилей в РФ (тыс. штук) | Продажи легковых автомобилей на российском рынке (тыс. штук) |
2021 | 1364 | 1667 |
2022 | 450 | 687 |
2023 (6 месяцев) | 197 | 428* |
Источники: Росстат, «Автостат»
* C учетом параллельного импорта.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Удовлетворить рыночный спрос удается за счет производителей из КНР. По данным «Автостата», совокупная доля китайских брендов составила в прошлом месяце 52%. Отечественные марки занимают лишь 31%, в том числе 28,6% — LADA. Всего за июль продано 95,6 тысячи новых автомобилей (+168,8%).
Китайские марки, прекрасно понимая уровень спроса, наращивают продажи. При этом они совершенно не торопятся инвестировать в Россию или в покупку активов, так как производство в Китае экономически более выгодно.
Экспансия китайских брендов создает дополнительные риски для российских производителей. Решить эту проблему может перезапуск программы утилизации автомобилей.
Что такое программа утилизации автомобилей
Государственная программа утилизации автомобилей впервые стартовала в России в марте 2010 года и завершилась в 2011 году. Она позволяла владельцу сдать в утиль легковую машину старше 10 лет и получить у дилера скидку в 50 тысяч рублей на новую. Основное условие — старый автомобиль должен быть российского или зарубежного бренда, но произведен на территории РФ. Программу разработал Минпромторг в качестве одной из мер поддержки отечественного авторынка в условиях экономического кризиса. За два года на ее реализацию потратили более 30 млрд рублей.
По итогам 2009 года продажи машин упали на 49% (до 1,46 млн штук) по сравнению с 2008 годом. Но уже в 2010 году этот показатель вырос до 1,9 млн единиц, а в 2011 году — до 2,6 млн. Несмотря на успех, госпрограмму не продлили. Правительство тогда решило, что рынок вошел в стадию естественного развития, а сам механизм требует серьезной доработки.
Возобновили госпрограмму утилизации только в 2014 году, после начала очередного кризиса в отрасли. Механизм претерпел ряд изменений и получил название «Программа обновления колесных транспортных средств». Помимо легковых автомобилей в нее включили внедорожники, большегрузы и автобусы. Размер скидки на легковой сегмент остался в пределах 50 тысяч рублей. Дисконт на внедорожник составил 90 тысяч рублей, а на большегрузы и автобусы — 350 тысяч рублей. По условиям программы, возраст старого легкового автомобиля должен был быть более 6 лет, автобуса — более 15, грузовика — более 20 лет.
Помимо утилизации программа также позволяла использовать механизм trade-in для легкового автотранспорта. Скидка при обмене составляла 40 тысяч рублей с возможностью получить доплату после продажи старой машины.
По госпрограмме деньги в виде субсидий выплачивали автопроизводителям в пределах квот, которые определял Минпромторг. В 2014 году средства распределяли исходя из объемов производства и продаж. В 2015 году формула стала учитывать еще и объем освоения бюджетных средств. В 2016 году к ним добавили показатели уровня локализации и факта использования локально выпущенных двигателей. В 2017 году программу продлили в последний раз.
Год действия программы | Объем финансирования (млрд рублей) |
2014 | 12,9 |
2015 | 22,5 |
2016 | 28,7 |
2017 | 17,5 |
Источники: «Интерфакс», «Ведомости», РБК, правительство РФ
После кризиса авторынка 2014–2016 годов спрос на новые машины начал постепенно восстанавливаться. По итогам 2017 года продажи легковых машин выросли на 11,9% по сравнению с 2016 годом — до 1,6 млн единиц. Из-за роста цен на автомобили и дефицита бюджета на фоне девальвации рубля от программы обновления парка Минпромторг снова отказался.
Год | Количество проданных легковых машин и LCV* (млн штук) |
2012 | 2,9 |
2013 | 2,77 |
2014 | 2,49 |
2015 | 1,6 |
2016 | 1,4 |
2017 | 1,59 |
Источник: «Автостат»
* Легкий коммерческий автотранспорт (пикапы, фургоны, микроавтобусы).
Результаты программы утилизации автомобилей
Госпрограмма обновления колесных транспортных средств стала одной из самых популярных мер поддержки спроса на автомобильном рынке. В ней участвовало большинство производителей с высокой долей локализации: АвтоВАЗ, ГАЗ, КамАЗ, Volkswagen, Renault, Hyundai, Kia и другие бренды. С 2014 по 2017 годы с помощью механизма удалось продать более 1,2 млн машин.
Год действия программы | Количество проданных автомобилей (тыс. штук) | Категория автомобилей | Механизмы поддержки |
2010 | 600 | легковые | утилизация |
2011 | |||
2012 | 188,2 | легковые, внедорожники, большегрузы, автобусы* | утилизация и trade-in** |
2013 | 325 | ||
2014 | 313 | ||
2015 | 407,2 |
Источники: «Интерфакс», «Ведомости», «Автостат», Минпромторг
* В общей структуре продаж 80–90% составили легковые автомобили, 9–12% — LCV, 2–5% — грузовики, 1–1,5% — автобусы.
** В 2014–2015 годах на схему утилизации приходилось более 60% продаж, затем спрос сместился в сторону trade-in.
Основными факторами, которые привели к закрытию государственной программы утилизации автомобилей, стали недостаток финансирования и отсутствие регулярной коррекции скидок. Из-за высокого спроса со стороны владельцев старых машин производители быстро расходовали субсидии. Это вынуждало государство выделять дополнительные средства, что оказывало значительное давление на бюджет.
Усугублял ситуацию непропорциональный рост стоимости автомобилей на фоне падения курса национальной валюты по отношению к размеру скидок. Так, по данным «Автостата», средняя стоимость отечественных легковых машин в 2015 году составляла примерно 470 тысяч рублей, в 2016 году она превысила 585 тысяч рублей. Для владельцев старых автомобилей участие в программе стало невыгодным. Они предпочитали использовать механизм trade-in, который предусматривал доплату за старую машину, или самостоятельно сдавать транспорт на металлолом.
Частные программы утилизации автомобилей
После завершения государственной программы утилизации автомобилей в 2022 г. российские концерны продолжили ее за счет собственных средств. Это помогало дополнительно стимулировать продажи определенных моделей в розничном сегменте. Подобный механизм применял АвтоВАЗ и другие производители из топ-10 отечественного рынка — Kia, Renault, Toyota, Nissan, Škoda — вплоть до прошлогоднего кризиса.
В марте 2023 года АвтоВАЗ снова объявил о старте программы утилизации. По ее условиям, до 31 марта владельцы могли получить дисконт при сдаче выходящего из эксплуатации автомобиля в зачет стоимости новой машины. При покупке LADA Granta 2023 года выпуска скидка составляла 70 тысяч рублей, при покупке LADA Granta 2022 года — 80 тысяч рублей. Под действие программы попадали машины возрастом от 8 лет, которые находились в собственности не менее года и сохранили основные конструктивные элементы (кузов, двигатель, колеса, систему управления).
На каких условиях могут возобновить госпрограмму утилизации автомобилей
Впервые с 2017 года вопрос о возобновлении государственной программы утилизации автомобилей прозвучал в феврале 2022 года на встрече президента РФ Владимира Путина с членами «Деловой России». Глава государства поручил правительству проработать это предложение совместно с Минпромторгом. Инициативу поддержал и первый вице-премьер Андрей Белоусов. Он отметил, что в 2014 и 2015 годах программа сыграла важную роль в стимулировании спроса на авторынке. «Но нужно посмотреть, чтобы мы не повторили тех ошибок, которые делали раньше, и чтобы у нас хватило мощностей, прежде всего по разделению этих ресурсов», — заявил Белоусов в ходе встречи.
«В нынешних условиях, когда автомобили резко выросли в цене, а их продажи заметно снизились по сравнению с прежними годами, любые меры поддержки автопрома будут только "в плюс". Если вспомнить прошлый опыт программы утилизации, тогда она хорошо помогла рынку в его восстановлении
В марте 2023 года НСРО «Руслом.ком» также направила в Минпромторг письмо, в котором говорилось о необходимости перезапуска госпрограммы утилизации автомобилей. Ассоциация предлагает включить механизм в Стратегию развития металлургической промышленности до 2030 года.
Члены «Руслом.ком» предлагают при сдаче старой машины в лицензированный пункт переработки предоставлять владельцу сертификат на скидку: 150 тысяч рублей на покупку нового отечественного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания и 200-300 тысяч рублей на электрокары российского производства. Для грузовиков дисконт должен составить не менее 500 тысяч рублей, а для LCV — от 200 тысяч рублей.
Помимо стимулирования отечественного автопрома возобновление программы утилизации поможет решить проблему с автохламом и загрузить мощности ломозаготовителей и переработчиков отходов. Всего на 1 июля 2023 года в России, по данным «Автостата», зарегистрировано 53,9 млн автотранспортных средств, 45,7 млн (85%) от этого количества — легковой сегмент, 4,1 млн штук — LCV, 3,7 млн — большегрузы и 360 тысяч — автобусы. Средний возраст легковых машин в РФ, по оценкам «Автостата», на 1 января 2023 года составил 14,7 лет. Около 1,1 млн (2,5% парка) — старше 35 лет.
По оценкам «Руслом.ком», перезапуск программы позволит увеличить количество лома на 2 млн тонн в год и повысит популярность отечественного автопрома. Годом ранее, в марте 2022 года, ломозаготовители направили в Минпромторг аналогичное письмо, где помимо возвращения скидок предложили создать реестр утилизаторов автомобилей на Госуслугах, а также предусмотреть возможность переработки машин разными способами: через автодилера, спецкомпанию-утилизатора или профильные ассоциации.
О том, что в Минпромторге прорабатывают вопрос возобновления госпрограммы утилизации, рассказал 19 июля глава ассоциации «Автомобильные дилеры России» (РОАД) Алексей Подщеколдин. Организация разрабатывает и собственный вариант проекта, согласно которому при сдаче старой машины в утиль дисконт составит 100 тысяч рублей на новое авто российской сборки.
Если говорить про ВАЗ и УАЗ, безусловно, без мер защиты рынка и господдержки они не могут конкурировать на основании своих продуктов с китайскими брендами. Но их будут поддерживать, так как это вопрос сохранения рабочих мест и загрузки производства автокомпонентов
Основные выводы
Российский авторынок оказался в сложнейшей за всю историю кризисов ситуации. Падение производства на территории РФ и массовое распространение китайских брендов создают потенциальную угрозу для отечественной автомобильной индустрии.
Государственная программа утилизации в прошлом неоднократно способствовала восстановлению спроса на российские машины. При должной доработке механизм и сегодня может поддержать производителей, решить проблему с автохламом и загрузить мощности ломозаготовителей. Увеличение скидок и распространение дисконта на новые сегменты рынка сделают программу утилизации эффективным инструментом поддержки автопрома и экономики страны в текущих условиях.
В блоге вы также можете почитать про утилизационный сбор и изменения, которые внесли в порядок его уплаты осенью 2023 года.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года