Утилизационный сбор на автомобили в 2023 году: когда его получат ломозаготовители

5638
21 сент 2023Полина Попова

Утилизационный сбор — субсидия, которая должна покрывать расходы предприятий, занимающихся автомобильным рециклингом. Это деньги, которые идут на весь процесс утилизации транспортных средств: их разборку и работу с деталями. Рассказываем, кто несет ответственность за уплату утильсбора и есть ли смысл ломозаготовителям заниматься переработкой старых автомобилей.

утилизация автомобилей

Ранее мы опубликовали статью об экологическом сборе. Часто его путают с утилизационным. Но это два совершенно разных неналоговых платежа, которые действуют в отношении разной продукции. Поэтому мы решили разобраться, что такое утилизационный сбор, на ком лежит обязанность по его уплате и куда идут средства от него. 

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Что такое утилизационный сбор

Разовый неналоговый платеж, который должен идти на утилизацию транспортных средств (ТС) различных категорий, называют утилизационным сбором. Выплачивать его необходимо производителям и импортерам транспортной техники.

Сбор действует в отношении каждого транспортного средства, которое произвели на территории России либо ввезли в страну, и должен компенсировать затраты на утилизацию транспортной техники, когда она выйдет из строя и ее нужно будет переработать. НДС в размер утильсбора не входит. Средства взимаются один раз при первичном ввозе ТС в страну либо включаются в стоимость ТС, произведенного в России.

При этом иногда платить утилизационный сбор не нужно. Вот перечень ситуаций, когда денежные средства не взимаются:

  • ТС выпущено ранее 2013 года;
  • ТС принадлежит международным и дипломатическим организациям, их сотрудникам и семьям;
  • ТС принадлежит вынужденным переселенцам из-за рубежа.

Во всех остальных случаях утильсбор обязателен. Если его не уплатить, транспортное средство не зарегистрируют. А пока оно не стоит на учете в ГИБДД, его использование запрещено. Поэтому деньги собирают еще до выпуска ТС в обращение и до завершения таможенного оформления при импорте.

На какие виды транспорта распространяется утилизационный сбор

Утильсбор не действует в отношении импортных ТС, с момента выпуска которых прошло менее трех и более 30 лет. В остальных случаях производители и импортеры уплачивают сбор. Вот перечень техники, при импорте и производстве которой необходимо платить утилизационный сбор:

  • легковые автомобили;
  • автобусы;
  • спецтехника (бульдозеры, прицепы, тракторы, снегоходы, самосвалы). 
трактор

Размер сбора рассчитывается с учетом базовой ставки. Она зависит от категории транспортной техники и характеристик, которыми она обладает. Так, для юрлиц и ИП сумма утильсбора на легковой автомобиль будет рассчитываться исходя из его возраста и объема двигателя.

Размер утилизационного сбора

Каждый год устанавливается базовая ставка на утилизационный сбор. С 1 августа 2023 года он рассчитывается по новым правилам. Размер сбора равен базовой ставке, умноженной на коэффициент. Разные типы транспортных средств имеют свой коэффициент. Он зависит от категории ТС, его веса, объема двигателя и года выпуска.Сбор на грузовые автомобили рассчитывается в зависимости от их массы, а на автобусы — от объема двигателя. Для наглядности приводим таблицу с размерами утилизационного сбора на легковые и грузовые автомобили для физических лиц:

 

 Объем двигателяВыпущен менее трех лет назадВыпущен более трех лет назад
Легковой автомобильдо 3000 см³ и электромобили3400 руб.5200 руб.
3000–3500 см³970 000 руб.1 485 500 руб.
 от 3500 см³1 235 200 руб.1 623 800 руб.
 МассаВыпущен менее трех лет назадВыпущен более трех лет назад
Грузовой автомобильдо 2,5 т447 000 руб.649 500 руб.
от 12 до 20 т844 500 руб.2 950 500 руб.

Из таблицы видно: чем старше транспортное средство и чем больше объем его двигателя/масса, тем выше размер утилизационного сбора. Для юридических лиц размер утильсбора на электромобили будет почти в 10 раз превышать сумму, которую должны уплатить физлица. 

Утилизационный сбор и экосбор — в чем разница

Первое и самое очевидное различие состоит в том, что платежи действуют в отношении разной продукции. Экологический сбор распространяется на товарную упаковку, а утилизационный — на транспортную технику. 

Второе различие в том, кто отвечает за утилизацию продукции. Производители товаров несут ответственность за утилизацию упаковки и оплачивают работы по ее утилизации двумя способами. Первый вариант — напрямую, по договору с перерабатывающим предприятием. Второй — за счет уплаты экосбора, который покрывает расходы по всем утилизационным работам. Производители же транспортных средств ответственности за их последующую утилизацию не несут. Это значит, что они занимаются исключительно продажей или импортом ТС и не отчитываются за их переработку.

Обязанность производителей состоит только в том, что они должны платить утильсбор. Тут нет ничего общего с экосбором. Расходы лежат на ломозаготовительной компании

image

Наталья Беляева

Генеральный директор компании «Дельфи» и председатель Комиссии по экологии Совета ТПП РФ по РЭЗЦиЭ

Кто платит утилизационный сбор и куда идут эти средства

Обязанность по уплате утильсбора лежит на производителях и автомобильных дилерах. Если точнее, то это организации и ИП, которые:

  • импортируют транспортные средства в Россию;
  • производят транспортные средства на территории России;
  • приобретают транспортные средства на территории России у тех, кто умышленно не уплатил утильсбор;
  • приобретают транспортные средства на территории России у тех, кто освобожден от уплаты этого сбора (например, у вынужденных переселенцев).

Для производителей уплата утильсбора — это дополнительный расход, который они покрывают за счет повышения цен на свою продукцию. Поэтому в конечном счете за утилизацию платят потребители, которые приобретают технику по итоговой стоимости.

Об изменениях, которые произошли в порядке уплаты утильсбора с 29 октября 2023 года, читайте в этой статье

покупка автомобиля

Юридически обязанность по уплате утилизационного сбора лежит на продавце, но фактически он делает это на деньги покупателя. Теоретически собранные средства должны идти на утилизацию транспортных средств. Однако на практике все расходы, связанные с работами по переработке, покрываются за счет собственных средств утилизатора. Государство считает, что те, кто занимается утилизацией, могут себе это позволить. Металл — дорогой продукт, продажа которого компенсирует расходы. Ломозаготовительный бизнес в принципе не нуждается в субсидировании, так как является высокомаржинальным — приносит прибыль за счет высокой отпускной цены товаров

image

Наталья Беляева

Генеральный директор компании «Дельфи» и председатель Комиссии по экологии Совета ТПП РФ по РЭЗЦиЭ

Могут ли ломозаготовители получить средства от утилизационного сбора

Ломозаготовитель может подать заявку на получение субсидии, однако она не будет одобрена. Официальная версия: так как отрасль не просит денег, бюджет их не выделяет. “Окрашенных”* платежей практически не существует

image

Наталья Беляева

Генеральный директор компании «Дельфи» и председатель Комиссии по экологии Совета ТПП РФ по РЭЗЦиЭ

*«Окрашенные» платежи — это поступления в бюджет, которые впоследствии идут на устранение экологических проблем.

По словам эксперта, утилизаторы всегда делали официальные запросы по поводу того, куда идут деньги от утильсбора. Из полученных ответов следовало, что за все время не было обращений по поводу выдачи этих средств. Поэтому в бюджете денег для этих целей предусмотрено не было. 

Могут ли ломозаготовители заниматься утилизацией машин и есть ли в этом смысл

Законодательно нигде не указано, кто именно занимается утилизацией транспортной техники. Однако осуществлять эту деятельность все-таки может не каждый. Предприятие должно обладать производственной площадкой, квалифицированным персоналом, необходимыми мощностями. Кроме того, чтобы стать утилизатором транспортных средств, необходимо иметь две лицензии:

  • на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов и цветных металлов;
  • на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I–IV классов опасности.

Ломозаготовитель может разобрать транспортное средство на металл (который составляет порядка 60% от всего автомобиля) и на неметалл. 

Приблизительно 60–70% авто состоит из металла. Остальное — неметаллические включения, такие как пластик, стекло, резина, дерево, жидкости. Предварительно автомобиль разбирается вручную или механическим способом. Для откачки жидкостей используют специальные приспособления

image

Денис Дубовой

Коммерческий директор Vtorion

По словам Натальи Беляевой, рынок работает так, что для утилизации транспортных средств в первую очередь необходимо иметь лицензию на работу с ломом. Но чтобы самостоятельно перерабатывать неметаллические отходы, нужно иметь и вторую лицензию.

Сегодня транспортные средства также можно сдавать в разобранном виде. В этом случае ломозаготовитель не занимается разборкой техники на детали и сортировкой металла и неметалла. Для переработчика это наиболее удобный вариант.

Вывод

Утилизационный сбор был введен для того, чтобы покрывать расходы по переработке вышедших из употребления транспортных средств. Однако в действительности все затраты по утилизации покрываются за счет самих перерабатывающих предприятий, а деньги на сбор закладываются в стоимость транспортной техники.

Пока не было прецедентов, чтобы кто-то получил средства от утилизационного сбора. Согласно официальной версии, в бюджете нет средств для соответствующих целей. Поэтому ломозаготовители самостоятельно покрывают расходы за счет продажи металла.

Несмотря на это, ломозаготовитель может заниматься переработкой ТС. Для этого необходимо иметь лицензию на работы с ломом. Маржинальность металлургического бизнеса позволяет выгодно вести дело даже без государственного финансирования.

Про последние изменения в порядке оплаты утилизационного сбора читайте следующую статью.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion
5638
21 сент 2023Полина Попова

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи