Транспортно-логистические центры для лома и металлургии: текущая ситуация и перспективы

По данным РЖД, в период с января по август 2024 года по железным дорогам было перевезено 9 миллионов тонн лома, 7,7 миллионов тонн лома черных металлов и 72,6 миллионов тонн железной и марганцевой руды. Объемы перевозок при этом падают: Vtorion ранее писал, что здесь на ситуацию оказывают влияние такие факторы, как рост ж/д тарифов, нехватка вагонов и приоритет со стороны железнодорожников другим видам груза, например щебню.

грузовик

Все это ухудшает условия перевозки металлов, делая невыгодной всю бизнес-модель. Вместе с экспертами разобрались, каким металлурги видят выход из сложившейся ситуации и куда сейчас движется логистика.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Ситуация с ж/д тарифами

железнодорожный грузовой вагон

Фото: shutterstock.com

Не так давно Vtorion писал, что доставка лома в пределах страны по железной дороге становится невыгодной. При этом именно она занимает львиную долю рынка металлургической логистики: по оценкам экспертов, эта цифра доходит до 61%. При этом в конечной стоимости лома логистика составляет 21–23 %, если говорить о железнодорожных перевозках.

Рынок металлолома падает: в этом играют роль снижение потребления лома металлургическими заводами, вступившие в силу поправки о безналичном расчете за сырье с физическими лицами и другие факторы. Закономерно с этим снижается и стоимость лома. Конъюнктура, которая сейчас складывается — это переход логистики от железнодорожных перевозок к автомобильным. В общем случае это дешевле: если при ЖД-перевозках стоимость логистики — более 20 % в общей стоимости лома, то при доставке автотранспортом мы говорим о цифрах в 15-17 %.

image

Виктор Ковшевный

Директор НП НСРО «Руслом.ком»

При этом эксперт отмечает, что большую роль сыграло введение квот на экспорт металла в размере 550 тысяч тонн. По задумке правительства, такая инициатива должны была простимулирвоать внутренний спрос и формирование стратегического запас металла в стране. Однако первым слабым звеном в этой цепочке оказалась именно логистика. Сырье внутри страны попросту не на чем перевозить в достаточных количествах.

объем перевозок металлолома по железным дорогам в январе и августе 2023-24 гг

Объем перевозок металлолома по железным дорогам в январе и августе 2023-24 гг. Фото: rzd.ru

Почему металлурги переходят на перевозки автотранспортом

грузовик на дороге

Фото: shutterstock.com

27 августа 2024 года состоялась конференция «Грузоперевозки для промышленности: металлы, лом, щебень, зерно, песок», организованная рейтинговым агентством «Русмет», ассоциацией «Руслом.ком» при поддержке ассоциации «Промжелдортранс». Мероприятие собрало более 100 участников — представителей логистических компаний, промышленников, металлургов. Одним из вопросов повестки стал отказ металлургов от железнодорожных перевозок в пользу автотранспорта.

Причин несколько:

  • Высокая стоимость железнодорожных перевозок. 
  • Конкуренция между участниками рынка на грани дискриминации. Помимо лома черных металлов, по железной дороге возят щебень, зерно, уголь и другие материалы, а также пассажиров. При этом приоритет зачастую отдается не металлургам, а другим заказчикам.
  • Отсутствие прозрачности процесса.
  • Сложность процесса.

Но главной причиной 27% участников назвали отсутствие прогнозируемости перевозок. Зачастую неизвестно, получится отправить партию металла или нет. В таких условиях тяжело составлять графики поставок.
 

объем перевозок лома черных металлов по железной дороге в 2024 году

Объем перевозок лома черных металлов по железной дороге в 2024 году сократился на 14,2 %. Фото: rzd.ru

Достоинства и недостатки перевозок металла автотранспортом

При этом доля перевозок металлургических грузов автотранспортом растет: за последние три года она увеличилась в четыре раза.

Перевозка автотранспортом имеет ряд преимуществ:

  • Более низкая стоимость.
  • Удобство погрузки.
  • Прогнозируемость поставок.
  • Прозрачность процесса.

Однако не все так радужно, и в перевозках автотранспортом также есть свои нюансы. Главный из них заключается в том, что такая логистика оправдана при расстояниях, не превышающих 2000-3000 километров. При поставках на более дальние расстояние безусловно выигрывает железная дорога.

В настоящее время нельзя говорить о том, что автотранспорт может заменить железнодорожные перевозки. Причина банальна — отсутствие дорожной инфраструктуры. Особенно в Сибири и на Урале с их отсутствием дорог и перепадами высот. Без ЖД перевозок металлургам не обойтись, и именно по этой причине мы подготовили и приняли резолюцию «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы», где предлагаем государственным регуляторам рассмотреть ряд мер, направленных на улучшение ситуации. Среди них — обеспечение разумного уровня тарифов, обеспечение гарантированного приема грузов к перевозке, отсутствие дискриминации, создание электронных баз и повышение степени информированности грузоотправителей.

image

Виктор Ковшевный

Директор НП НСРО «Руслом.ком»

О развитии транспортной инфраструктуры

Итак, в настоящее время перевозки лома автотранспортом могут конкурировать с ж/д логистикой лишь на небольшом участке работ. Это локальные перевозки и транспортировка в радиусе 2 000-3 000 километров. Для улучшения ситуации необходимо развитие транспортно-логистических центров, заточенных под перевозку такого сырья, улучшение дорожной инфраструктуры, а также преодоление кадрового голода, особенно среди водителей.

Агентство «Регнум» со ссылкой на экспертов отрасли сообщает, что дефицит кадров в сфере междугородних перевозок составляет до 25%: автомобили простаивают, из-за чего возникают убытки. Чтобы их покрыть, перевозчики вынуждены повышать тарифы, что также негативно сказывается на ситуации. Среди основных причин — отсутствие престижа профессии дальнобойщика, жесткий контроль за водителями и другие факторы. В итоге соискатели не спешат идти в междугородние перевозки даже за зарплату от 80 до 250 тысяч рублей в зависимости от региона.

Подытожим

Ситуация с транспортировкой лома черных и цветных металлов остается сложной: падающий в настоящее время рынок, перераспределение потоков грузов между ж/д и автоперевозками не добавляют в нее стабильности. Без принципиальных решений, в том числе со стороны государства, на улучшения рассчитывать не приходится. Мы будем следить за ситуацией и своевременно сообщать о новостях — читайте и будьте в курсе актуальных событий.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи