Промышленный туризм: заводы зовут

Жар плавильных печей вместо южного солнца, каски вместо шляп и спецовки вместо купальников. Туризм бывает разным. Промышленный — одно из перспективных направлений индустрии впечатлений в России. В 2022 году с экскурсией на отечественных производствах побывали 800 тысяч человек, а в прошлом году таких гостей было уже более миллиона. В 2024-м ожидают новый рекорд. Зачем туристы идут на заводы и что дает такая открытость самим предприятиям?

промышленный туризм

Под промышленным, или индустриальным, туризмом обычно понимают посещение как действующих производственных площадок — заводов, фабрик, комбинатов, шахт, — так и пространств, уже ставших историей. Гостям показывают процессы производства, рассказывают о том, как развивалось предприятие, дают возможность окунуться в рабочую атмосферу. Для одних это экзотический отдых, для других — новый взгляд на привычные вещи, для третьих — знакомство с будущей профессией.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Популярное во всем мире направление

Если оценивать это направление в масштабах мировой индустрии, то туры на промышленные предприятия занимают от 10 до 15% всего турпотока, по данным Агентства стратегических инициатив (АСИ). Такие развлечения есть во многих странах, но особенно они популярны в государствах с мощной индустриальной базой: в Германии, Японии, США, а с недавних пор и в России, хотя до центров промышленного туризма нам еще расти и расти. Так, в Америке экскурсионные программы действуют на всех крупнейших производствах, потому что закрытость угрожает репутации. В Германии самой посещаемой в этом плане достопримечательностью считается концерн BMW: там ежегодно бывают 260 тысяч туристов. Но немецкому производителю далеко до мирового лидера — шоколадной фабрики Cadbury в Великобритании: она притягивает до 400 тысяч гостей.

В России самыми востребованными считаются компании пищевой, легкой промышленности и отрасли машиностроения. Хотя интересы соотечественников этим не ограничиваются. По информации АСИ, которое занимается развитием индустриального туризма, сегодня такие программы развивают больше 1000 компаний в 73 регионах. И это только начало.

Наследие СССР

советский завод

Школьники на экскурсии на тракторном заводе, 1953–1955 гг. Г. Владимир. Фото: russiainphoto.ru

В нашей стране промышленный туризм зародился еще в XIX веке. Тогда на заводах и фабриках проводили прежде всего обучающие экскурсии. Во времена СССР такие туры, говоря современным языком, помогали развивать HR-бренд: повышали престиж рабочих профессий, показывали достижения науки. В современной России направление стало набирать популярность в последние пару лет. Из-за геополитических ограничений россияне стали искать развлечения не за рубежом, а своей стране. Маршруты, которые проходят через прошлое, настоящее и будущее отечественной промышленности, появились в прайсах турфирм.

Куда ходят российские промышленные туристы

В Стратегии развития туризма в России до 2035 года промышленным туризмом называют мероприятия, которые позволяют понять процессы и секреты производства, как действующего, так и постиндустриального. Это могут быть экскурсии-знакомства, туры для специалистов и потенциальных работников, виртуальные прогулки по площадке, посещение заводских музеев. Чем богаты, показывают, в основном, промышленные регионы: Амурская, Нижегородская, Кемеровская области, Пермский край, средне- и южноуральские регионы, Санкт-Петербург и Москва. 

Я побывала с экскурсией на Уралхиммаше — заводе химического машиностроения в Екатеринбурге. Меня удивило, насколько предприятие открыто для гостей. Производство не остановили, хотя оно достаточно опасное: горячая сварка, металлическая стружка. Много сотрудников, и мы ходили прямо рядом с рабочими. Очень атмосферно. Сами цеха старые, с характерным заводским запахом, который уже впитался в каменный пол. Он смешивается с запахами станков, ацетона, которым, видимо, обрабатывают продукцию. Незабываемая палитра. Из-за большого средоточия техники и людей на одном квадратном метре ты оказываешься в гуще производства.

Дарья Привалова

Побывала на Уралхиммаше (фото предоставлены экскурсанткой)

уралхиммаш

Космодром, сталелитейный цех, янтарный прииск, мастерские народных промыслов, атомные электростанции, фабрика мороженого — показать в деталях при желании можно любое производство. Для этого в России создали программу «Открытая промышленность». Она помогает местным компаниям раскрывать туристический потенциал. При поддержке АСИ больше тысячи предприятий разработали познавательные, профориентационные, ретроспективные и интерактивные активности для людей со стороны. В перспективе открыть заводские и фабричные проходные планируют во всех российских регионах. 

В чем плюсы для предприятий

Развитие промышленного туризма зависит в первую очередь от самих предприятий. Без открытости и желания делиться своими секретами экскурсионные маршруты не построить. Однако брать дополнительную нагрузку и ответственность хотят не все компании, и это объяснимо. Организовать интересный и безопасный тур на режимном объекте сложно: нужны время, ресурсы, дополнительные согласования и сотрудники для обеспечения безопасности экскурсантов. Даже когда туристические услуги платные, «достопримечательности» часто работают в минус. Но не все измеряется в деньгах.

уралхиммаш

Но те, кто уже поставил промышленные туры на конвейер, утверждают, усилия окупаются сторицей. Экскурсии — мощный HR- и PR-инструмент: они помогают компаниям улучшать репутацию и узнаваемость бренда, привлекать партнеров и будущих сотрудников. Самый простой способ развеять мифы о производстве — пригласить к себе гостей. Они своими глазами увидят, что современные предприятия технологичны, экологичны, там можно работать и хорошо зарабатывать. Однако мало открыть перед гостями двери цехов. Чтобы произвести впечатление, организаторы туров тщательно отбирают факты, выверяют маршруты и наводят красоту. 

Реальное производство вызывает разные чувства, причем не всегда нам понятные. При взгляде на рабочую клеть трубопрокатного стана мы испытываем восхищение? Восторг? Страх? Стоим в цехе пять минут и уже хотим уйти, потому что там слишком громко. Мы не можем подойти к этой черной гремящей клети, потому что она горячая. А потом что-то меняется. И клеть ставится на постамент, она красится в другие цвета, она другая. И к ней уже можно не только приблизиться, но и потрогать. А если ее подсветить определенным образом, то это просто становится красиво. Конечно, когда туристам «Северской домны» рассказывают о работе этого агрегата, им не все понятно, но интересно. Когда мы говорим, что подающий аппарат — это крокодил, они вдруг начинают улыбаться и чувствуют интерес. Они не понимают, как происходит это чудо рождения трубы, но чувствуют, что имеют отношение к чему-то великому.

Анна Трепалова

Руководитель направления промышленного туризма Трубной металлургической компании

Нижний Тагил

Фото: shutterstock.com

Сохранение и продвижение индустриального наследия — отдельное направление промышленного туризма. Раритетные станки и инструменты, бывшие цеха, устаревшие технологические процессы — то, что уже ушло в прошлое, стараются сохранить как память о прошлых достижениях. В таком сравнении познаются современные успехи промышленности. Например, на площадке Северского трубного завода в Полевском есть музейный комплекс «Северская домна». Его сердце — настоящая доменная печь, в которой два века назад выплавляли чугун. Историю лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Жизнь станка. Она начинается с момента его работы и заканчивается, когда его остановили? Или жизнь станка продолжается дальше, но это жизнь какая-то уже иная, как циклы жизни человека? Знаете, когда мы сохраняли пилигримовый стан на Северском трубном заводе, мы не думали о том, а сохранен ли такой стан где-то в России или в мире. Мы сохранили его для себя, для завода, чтобы пришли ветераны и поняли, что ничего не уходит просто так. Вот он, станок, на котором мы работали. Но сохранив его для себя, мы показали пример всей России, как нужно делать. Мне кажется, такой подход даст станку вторую жизнь, а нам — больше понимания себя и причастности к великому трудовому наследию.

Анна Трепалова

Руководитель направления промышленного туризма Трубной металлургической компании

Производим впечатления

«Хочется ярких впечатлений? Иди на завод», — говорят экскурсанты после посещения крупного металлургического предприятия. Шутки шутками, а такие туры — это действительно незабываемый опыт. Увидеть изнутри работу промышленных предприятий, погрузиться в историю, узнать, как создаются привычные вещи (от сыра и стеклянных бутылок до стальных слябов и грузовиков) интересно сотням тысяч россиян. Большинство гостей — школьники и студенты, то есть потенциальные сотрудники компаний. Но много и тех, кого манит в цеха любознательность. 

Интересно, что ты оказываешься на площадке, где царят свои законы и куда обычно посторонних не пускают. На НТМК это чувствуешь еще на проходной: надеваешь спецовку, каску и прямо с порога начинаешь погружаться в индустриальную тему. На заводе очень интересный музей: есть макет старого завода, рассказывают, как нашли железо, показывают, как жили рабочие. Что мне запало в душу: на нижнетагильском заводе работала единственная женщина-горновой Фелисата Шарунова. Можно поднять и подержать ее молот, которым она орудовала по 12 часов в сутки. Как представишь — дух захватывает. На современном производстве первое, что поражает, — это размеры завода. Это город в городе: ты ходишь не пешком, от цеха к цеху тебя возят на маршрутке. Самое огненное — разлив стали. Глазам больно, лицу жарко, а ведь там постоянно работают люди. Невероятно! Здорово было посмотреть через заслонку доменной печи, где металл плавится. Ощущение, что дракон беснуется в гигантской металлической клетке. Конечно, туристические маршруты максимально выверены и безопасны. Ты не подходишь близко, но даже на расстоянии чувствуешь жар. И понимаешь, что металлурги — люди особого сплава.

Мария Новикова

Побывала на Нижнетагильском металлургическом комбинате (фото предоставлены экскурсанткой)

металлургический завод

АСИ выяснило, что с экскурсией на российских предприятиях побывал каждый 100-й россиянин. Чтобы гостей стало больше, кураторы разработали путеводитель по промышленным маршрутам «Все на завод!». И он постоянно пополняется.

Несмотря на это, индустриальный туризм остается нишевой темой, его доля на внутреннем рынке менее 1%, что делает его одним из наиболее перспективных направлений. Экскурсии дают возможность не только познакомиться с производственными процессами и историей промышленности, но и служат важным инструментом для улучшения имиджа компаний.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи