Сегодня в России при выплавке стали преимущественно используется лом металла. При этом по всей стране сейчас происходит снижение объемов его сбора. Снизить зависимость от рынка лома, а также оптимизировать затраты на сырьевые материалы позволяет технология прямого восстановления железа. Ее сейчас называют одной из самых перспективных в черной металлургии. В связи с этим эксперты все чаще упоминают аббревиатуру ГБЖ — горячебрикетированное железо.
Что такое ПВЖ и ГБЖ?
Технология прямого восстановления железа была разработана американской компанией Midland-Ross в середине 60-х гг. ХХ века. Она заключается в том, что железорудное сырье (неокисленные окатыши с высоким содержанием железа — 66–69%) подается в шахтную печь, где организован противоток горячего восстановительного газа — угарного газа (CO) и водорода, которые образуются при конверсии природного газа при высокой температуре. Полученные в результате этого процесса металлизированные окатыши (или ПВЖ), содержащие от 90 до 96–97% железа, могут быть сразу использованы в производственном процессе. Железо прямого восстановления подается непосредственно в электродуговую печь, иногда и в горячем виде. Там происходит выплавка стали.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Проблемы в отрасли лома
Фото: shutterstock.com
Объемы заготовки лома продолжают падать по всей стране. Некоторые предприятия данной сферы попросту закрываются. По мнению экспертов, одна из основных причин кризиса — ограничения на экспорт. Как объяснили в правительстве, это решение должно было обеспечить стратегическим сырьем отечественные металлургические заводы. Как известно, лом является ключевым сырьем для электроплавильных заводов. Квота теперь составляет 550 000 тонн. В рамках квоты пошлина установлена на уровне 5%, но не менее 15 евро за тонну, сверх квоты — 5%, но не менее 290 евро за тонну. По сути, эти меры отменили почти весь российский экспорт лома.
Также новые ограничения привели к сокращению бизнеса. По данным «Руслом.ком», в Санкт-Петербурге число компаний, работавших с ломом, уменьшилось за три года с 200 до 50, в Ростовской области был вынужден перепрофилироваться специализированный порт, а морские порты Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока столкнулись с нерентабельностью поставок лома на внутренний рынок. На рынок лома отрицательно влияют и железнодорожники — главные логисты: на них приходится чуть более 60% перевозок лома по стране. Стоимость доставки лома по железным дорогам от года к году выше. Среди основных причин: рост процентных ставок, а также повышение железнодорожных тарифов и дефицит подвижного состава. Ко всему прочему, металлолом является дорогим сырьем с точки зрения транспортировки, так как относится к третьему тарифному классу железнодорожных грузов — тарифные ставки по нему самые высокие.
На этом фоне эксперты прогнозируют падение сбора лома по итогам этого года на 20% — до 20,2 млн тонн. Потребление также снизится на 18% — до 18,4 млн тонн. Поэтому все чаще на рынке возвращаются к теме использования альтернативного сырья для выплавки. Это товарный передельный чугун, а также железо прямого восстановления (ПВЖ) и горячебрикетированное железо (ГБЖ). Их потребление в российской металлургии увеличивается с каждым годом и все чаще слышны разговоры о том, что лом — это вчерашний день. Но действительно ли это так?
Перспективы применения ПВЖ и ГБЖ
Фото: shutterstock.com
Технология прямого восстановления железа, которая применяется при производстве металлизованных окатышей (прямовосстановленное железо — ПВЖ) и ГБЖ, считается одним из самых перспективных направлений для сталелитейной промышленности. ГБЖ получают методом прямого восстановления железа из руды при температуре не более 1000–1200 °C с использованием водорода, что позволяет выплавлять сталь сразу в электропечах. ПВЖ и ГБЖ — это фактически один и тот же материал, только в различных формах, с содержанием железа более 90%. Продукция производится методом прямого восстановления железа из окисленных окатышей, полученных из предварительно окомкованного железорудного концентрата и затем спрессованных в брикеты под большим давлением.
Плюсы ГБЖ:
- стабильный химический состав;
- стабильный фракционный состав;
- объемы поставок не зависят от времени года;
- возможность производить готовую стальную продукцию повышенного качества (без вредных и посторонних примесей);
- удобная транспортировка, возможность подачи конвейерным транспортом.
Но для работы с этой технологией подходят только электродуговые печи. Железорудное сырье исключает доменный передел. Зато такая сталь при низких затратах энергии и меньших вредных выбросах в атмосферу получается качественной и «зеленой» — такое производство позволяет на 70% снизить выбросы по сравнению со старыми коптящими доменными печами. Поэтому многие производители стали в Европе сейчас вынуждены из-за декарбонизации и введения дополнительных тарифов за грязное производство все чаще переходить на технологию прямого восстановления железа. К тому же такая сталь высоко ценится за свои свойства и применяется в машиностроительной, автомобильной, станкостроительной, нефтегазовой, вагоностроительной, подшипниковой, метизной отраслях — везде, где важны прочность и надежность металла. Поэтому спрос на окатыши и ГБЖ только растет.
Требование «зеленой» повестки — отказ от доменных печей в пользу электродуговых. Переход от производства окатышей на выпуск горячебрикетированного железа исключит из производственной цепочки два передела, которые вносят наибольший вклад в эмиссию парниковых газов.
При этом эксперты в долгосрочной перспективе предполагают также возможный разворот в пользу лома в контексте «зеленой» повестки в мировой экономике. Ведь металлолом считается самым экологичным сырьем. Использование лома позволяет экономить природные ресурсы, а также снизить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Недостатки ПВЖ и ГБЖ
Фото: shutterstock.com
По объему мощностей по выпуску ГБЖ/ПВЖ мировыми лидерами являются Индия и Иран. В России — это компания «Металлоинвест». Основные потребители продукции — Китай и страны Юго-Восточной Азии.
По мнению аналитиков компании «Металлоинвест», рост потребления ГБЖ/ПВЖ потребует дополнительных 56 млн тонн этой продукции к 2030 году. При этом сам «Металлоинвест» за последние несколько лет значительно увеличил объемы поставок ГБЖ и количество потребителей на российском рынке.
Но есть у этого пути и свои подводные камни. К примеру, с российского рынка ушли западные поставщики оборудования и технологии по прямому восстановлению железа. Правда, в том же «Металлоинвесте» проектная группа на базе научно-технического компании второй год занимается разработкой инжиниринга процесса и математической модели, а также конструированием оборудования.
Также для производства ГБЖ/ПВЖ необходимы высококачественное железорудное сырье и доступ к источникам природного газа. Ведь почти 80% железа прямого восстановления в мире производится по технологии Midrex, использующей в качестве восстановителя «голубое топливо». А это все повышает издержки производства. Правда, газ в теории можно заменить на газифицированный уголь, но это тоже недешево.
И, наконец, дело еще в объемах: из-за меньшего содержания железа из тонны ГБЖ выплавляется немного меньше стали, чем из тонны металлолома.
К тому же заменить весь металлолом пока невозможно по техническим причинам. Когда брикетов ГБЖ слишком много, они плохо расплавляются и образуют в металле неоднородные включения. Из-за этого растет удельный расход электроэнергии и других материалов, увеличивается продолжительность плавки. Поэтому доля применения ГБЖ в электрометаллургии по техническим ограничениям на большинстве предприятий не может пока превысить 7%.
ПВЖ/ГБЖ и металлолом пока зависят друг от друга
Фото: shutterstock.com
В настоящее время, учитывая текущую ситуацию, в которой находятся российские сталеплавильные предприятия, полный отказ от использования лома черных металлов в сталеплавильной шихте в пользу горячебрекетированного железа (ГБЖ) или металлизованных окатышей невозможен как по экономическим соображениям, так и в силу физико-химических процессов, протекающих при производстве стали в сталеплавильных агрегатах. Однако, учитывая сезонность ломосбора на территории России, логистические аспекты и более низкие по сравнению с ломом индексы цен на ГБЖ, периодически могут создаваться благоприятные предпосылки для увеличения доли металлизированного сырья в структуре сталеплавильной шихты.
По мнению эксперта, для расширения использования ГБЖ и ПВЖ потребуются:
- разработка специальных технологических режимов производства стали на каждом конкретном сталеплавильном агрегате, на котором планируется увеличение использования ГБЖ;
- обучение сталеваров новым технологическим приемам ведения плавки с использованием ГБЖ;
- оснащение шихтового двора специальными хранилищами для хранения ГБЖ.
Эксперты сходятся в том, что массовой замены лома на альтернативное сырье в ближайшем будущем не произойдет. Но в любом случае тенденция сейчас очевидна: потребление ГБЖ в последнее десятилетие только растет. Многие сталеплавильные предприятия уже сейчас подмешивают к металлолому ГБЖ.
По данным Metals&Mining Intelligence, российская металлургия следует за мировым трендом на замещение лома альтернативными компонентами шихты (в первую очередь ГБЖ). Так, в 2023 году доля лома в шихте сократилась до 28% (в 2022 году было 30%). И это тоже сдерживает рост цен на металлолом из-за ограничения спроса на него.
При этом обратная ситуация: мировой спрос на товарное ГБЖ определяется доступностью лома требуемого качества и соотношением цен различных сортов лома и ГБЖ. Повсеместное снижение качества лома создает предпосылки для роста спроса на ГБЖ. Поэтому металлолом и альтернативное сырье пока очень зависимы друг от друга.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года