От «Генеральной уборки» до «Оздоровления Волги»: госпрограммы утилизации затонувших судов в России

Когда срок эксплуатации водного транспорта заканчивается, владельцы должны его утилизировать, но так происходит не всегда. Из-за пробелов в законодательстве, сложности и высокой стоимости таких работ собственники часто предпочитают затопить корабль. Для решения проблемы федеральные и региональные власти выделяют денежные средства на утилизацию и демонтаж судов. Это позволят очистить акватории, снизить уровень загрязнения воды, а также обеспечить рост местной экономики за счет продажи переработанного сырья и его вторичного использования. О том, что представляют собой эти программы и как ломозаготовители могут получить выгоду от их реализации, рассказывает Vtorion.

затонувшее судно

Федеральные проекты по утилизации затонувших судов

Старые суда после демонтажа становятся металлоломом 5А и 12А. Но если они затонули, то превращаются в объекты накопленного вреда для окружающей среды. Предотвращение и устранение этой экологической проблемы — одна из целей государства. Она зафиксирована в федеральных проектах «Генеральная уборка» и «Оздоровление Волги», а для ее достижения субъектам РФ выделяют субсидии. Регионы, в свою очередь, объявляют тендеры на подъем и утилизацию затонувших судов, что позволяет снизить уровень загрязнения акваторий.

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Проблема экологического состояния территорий и акваторий

Одним из объектов накопленного вреда являются заброшенные и затопленные суда. Россию омывают 13 морей, в большинстве из них существуют «кладбища кораблей». Проблема с утилизацией судов возникает из-за несовершенства законодательства, а также отсутствия финансирования. По оценкам консалтинговой группы vvCube, чтобы поднять один корабль со дна, нужно от 100 тыс. до 3 млн рублей. 

По закону демонтаж и утиль судов должен производиться квалифицированными специалистами на изолированных площадках. Тем не менее существующее законодательство не предусматривает обязанности собственников утилизировать отслуживший корабль — владелец может продать судно или просто затопить. Даже если найдутся активисты, которые смогут найти и призвать к ответственности через суд, как правило, платить собственнику нечем. Поэтому судно останется лежать на дне

Вадим Ткаченко

Юрист, основатель и CEO консалтинговой группы vvCube

тонущее судно

Подъем затонувших судов военного и промышленного назначения

Условия и порядок подъема затонувших судов военного и промышленного назначения во внутренних морских водах, территориальном море РФ и исключительной экономической зоне России регламентирует ряд документов:

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 №81-ФЗ,
  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 №24-ФЗ,
  • Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ,
  • федеральный закон «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 №5338-1,
  • федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» от 31.07.1998 №155-ФЗ,
  • федеральный закон «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации» от 03.11.2015 №297-ФЗ.

Во все эти документы в 2021 году внесли существенные изменения в связи с присоединением к Найробийской международной конвенции об удалении затонувших судов. Соответствующий закон в декабре того же года подписал президент РФ Владимир Путин.

Согласно документу, за подъем кораблей теперь отвечают собственники, которых обязали страховать ответственность. В случае умышленного затопления судовладельцев ждут штрафы до 20 млн рублей. Но в нормативном акте есть оговорка, что для поднятия кораблей со дна необходима финансовая поддержка государства.

Закон вступил в силу с 1 марта 2022 года, но обязательства по страхованию начали действовать только через год после этого. На момент присоединения к конвенции только в Дальневосточном бассейне выявили более 600 затонувших плавсредств.

затонувшее судно

Меры государственной поддержки утилизации судов

Для финансирования борьбы с этой экологической проблемой также существует ряд госпрограмм. Так, председатель правительства РФ Михаил Мишустин распоряжением от 6 февраля 2021 года №264-р утвердил план мероприятий по подъему затонувших в акватории Дальневосточного федерального округа судов.

Пилотным регионом стала Магаданская область. В течение двух месяцев после подписания госконтракта с подрядчиками в бухте Нагаева подняли со дна и утилизировали четыре гражданских судна. Именно этот проект положил начало масштабной программе «Генеральная уборка».

«Генеральная уборка»: федеральный проект

Федеральный проект «Генеральная уборка» утвержден в 2021 году по поручению Михаила Мишустина. Его главная цель — ликвидация экологически опасных объектов на всей территории России. В настоящее время мероприятия по подъему и утилизации судов распространили только на семь регионов ДФО, но в дальнейшем к проекту планируют подключить и другие субъекты РФ.

Постановлением правительства от 24 июня 2022 года №1132 «Генеральную уборку» включили в состав государственной программы «Охрана окружающей среды». Это позволяет субсидировать специально отобранные экологические проекты. Средства выделяются регионам на основании заявок от частных компаний на ликвидацию опасных объектов.

Всего в рамках программы выявлено 1929 объектов накопленного вреда, из которых 250 — затонувшие суда. В соответствии с госпрограммой к концу 2023 года со дна должны быть подняты 200 кораблей, а к концу 2024 года их число достигнет 240. В 2022–2024 годах в федеральном бюджете на все мероприятия «Генеральной уборки» заложено 20 млрд рублей.

Постановлением правительства от 8 июля 2022 года №1222 Мишустин утвердил для дальневосточных регионов правила софинансирования мероприятий по подъему затонувших судов. На эти цели до 2024 года из федерального бюджета планируют направить 1 млрд рублей.

затонувшее судно

В 2022 году в рамках «Генеральной уборки», по сообщению правительства, утилизировали 43 корабля. В 2023 году работы идут по графику. По данным на начало июня, из запланированных 87 плавсредств подняли 27. Госконтракты уже заключили на утилизацию 31 судна, планируют подписать соглашения еще по девяти кораблям. За счет внебюджетных ассигнований правительство намерено утилизировать 16 плавсредств.

Дальний Восток — не единственный регион, нуждающийся в очистке акваторий.
Губернатор Ненецкого автономного округа Юрий Бездудный 25 мая 2023 года на X Невском международном экологическом конгрессе в Петербурге обратился к министру природных ресурсов и экологии РФ Александру Козлову с просьбой включить регион в федеральную программу «Генеральная уборка». В акватории НАО находятся 14 судов, которые планируют поднять с 2024 по 2027 годы.

Аналогичное обращение в Минприроды в октябре 2022 года отправили депутаты Законодательного собрания Мурманской области, которая пока не включена в проект. В Кольском заливе и акватории Баренцева моря находится более 100 затонувших кораблей. На их подъем и утилизацию необходимо свыше 2,8 млрд рублей.

«Оздоровление Волги»: федеральный проект

Проблему утилизации судов также затрагивает федеральный проект «Оздоровление Волги», который утвержден постановлением правительства от 19 мая 2022 года №907. Он разработан в рамках нацпроекта «Экология».

По проекту «Оздоровление Волги» к концу 2024 года поднимут и утилизируют 95 затонувших судов. Здесь на подъем судов также предоставляют субсидии субъектам из федерального бюджета.

Работы пройдут на территории Астраханской, Ивановской, Самарской, Ульяновской и Ярославской областей, а также в Чувашии и Татарстане. Финансирование проекта составляет 205 млрд рублей, из которых на федеральный бюджет приходится 132,9 млрд, регионы профинансируют 22,7 млрд рублей, а внебюджетные средства составят 48,9 млрд рублей. Также рассматривается вопрос об увеличении финансирования до 245 млрд рублей.

В 2025 году планируют начать программу оздоровления и других крупных рек, включая Иртыш и Дон, Амур, Урал, Неву, Волхов, Терек, а также озеро Ильмень. По оценкам заместителя председателя правительства РФ Виктории Абрамченко, проект охватит практически 85% населения России, проживающего у бассейнов этих рек. По аналогии с проектами «Оздоровление Волги» и «Генеральная уборка» в рамках новой программы проведут инвентаризацию загрязнений и выявят ключевые проблемы каждого из водных объектов. 

Реализация мероприятий по утилизации затонувших судов

Ликвидация накопленного вреда — обязанность субъектов РФ. Субсидии предоставляют регионам по результатам отбора, которым занимается Федеральное агентство морского и речного транспорта два раза в год.

Для участия в конкурсе местным властям необходимо представить в Росморречфлот заявку по утвержденной форме.

Исполнители — частные компании — получают не сами субсидии, а профинансированные федеральным бюджетом контракты с регионами на подъем и утилизацию судов. Подрядчиков для таких работ определяют с помощью тендеров. Проект исполнитель должен согласовать с Росприроднадзором. Оценку эффективности использования субсидии после завершения всех процедур осуществляет Росморречфлот.

Правила организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде утверждены постановлением правительства от 04.05.2018 №542.

Для участия в федеральных проектах частным компаниям необходимо выполнить ряд условий:

  • провести необходимые обследования объекта, включая инженерные изыскания;
  • разработать проект работ по ликвидации накопленного вреда;
  • согласовать и утвердить проект;
  • осуществить мероприятия по ликвидации объекта;
  • провести контроль и приемку выполненных работ.

Поддержка экологических инициатив со стороны бизнеса

Судовладельцы и ломозаготовители играют важную роль в поддержке экологических инициатив по утилизации списанных и затонувших кораблей. Вот лишь несколько способов поучаствовать в оздоровлении территорий и акваторий России:

Участие в тендерах

Владельцы кораблей и ломозаготовители могут активно следить за тендерами, которые проводятся государственными органами для ликвидации объектов накопленного вреда, включая утилизацию старых судов. Участие в таких конкурсах позволяет компаниям получить субсидируемые госконтракты на выполнение работ.

Сотрудничество с ломозаготовителями

Демонтаж судна владелец может сразу доверить компании-ломозаготовителю. Собственник должен указать это в плане работ по ликвидации объекта накопленного вреда. Также полученное сырье можно привезти в пункт ломозаготовки, где его примут как металлолом 5А или 12А.

судовой лом

Вклад участников-партнеров Vtorion

Маркетплейс Vtorion позволяет покупателям и продавцам вторсырья заключать быстрые сделки и помогает клиентам и партнерам выбирать лучшие предложения на рынке. География присутствия платформы охватывает все федеральные округа.

Исполнители по федеральным проектам «Генеральная уборка» и «Оздоровление Волги» могут найти на площадке ломозаготовителей, которые примут металлолом после демонтажа судна, переработают и продадут его заводам. Также можно предложить отходы от демонтажа судна напрямую металлургическим предприятиям. Ломозаготовители и металлурги могут найти лом марок 5А и 12А после демонтажа судов в специальных разделах каталога.

Основные выводы

Борьба с объектами накопленного вреда — важнейшая задача в комплексе мер по защите окружающей среды. 

После вывода из эксплуатации суда становятся либо металлоломом марок 5А и 12А, либо превращаются в источники серьезного ущерба для экологии. Устранение этой проблемы стало одной из задач государства. Судовладельцы и ломозаготовители могут поддержать экологические инициативы по утилизации кораблей путем активного участия в тендерах.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи