Особенности налогового законодательства для металлургов в 2024 году
Высокие доходы и низкие относительно других сфер экономики налоги делают металлургию перспективной для роста фискальной нагрузки. Отрасль платит не только обязательные для любого бизнеса налоги, но и специфические — на жидкую сталь и на добычу полезных ископаемых: руду и уголь. Vtorion разбирается в тонкостях налоговой нагрузки для металлургов.
Сколько налогов металлурги платят в бюджет?
Несмотря на санкционные и экспортные ограничения, отрасль остается крупным налогоплательщиком. Например, только предприятия черной металлургии платят 600 млрд рублей налогов, согласно отчетам отраслевой ассоциации «Русская сталь».
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС) за 2022 год, налоговая нагрузка металлургического производства и производства готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования, составляла 3,7%.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Налоговая (фискальная) нагрузка – это часть выручки, которую компании отрасли в среднем направляют на налоги и другие обязательные платежи в бюджет. По уровню налоговой нагрузки банки и ФНС определяют, что компания не уходит от налогов и не отмывает деньги. Если процент выручки, который уходит на налоги, ниже, чем средний по отрасли, стоит ждать проверку.
Налоговая нагрузка металлургической отрасли была ниже средней по стране (10,7%) и средней по обрабатывающим производствам (6,8%). Для сравнения, более низкую налоговую нагрузку ФНС зафиксировала только у этих отраслей:
- растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях — 3,2%;
- обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения — 2,3%;
- производство кокса и нефтепродуктов (между прочим, кокс тоже производят металлурги) — 3,1%;
- торговля оптовая, кроме оптовой торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, — 3,1%.
Металлургическая индустрия до недавнего времени была в привилегированном положении. Металлургические компании не несли такой налоговой нагрузки, какая была, например, у нефтяных, зато имели преференции и могли «преспокойно» поднимать цены на продукцию. Они и сейчас могут делать то же самое под предлогом подорожания железной руды и кокса на мировом рынке, хотя зачастую имеют собственные месторождения и коксохимические заводы и могут снабжаться с них по трансфертным ценам.
Среди других ведущих отраслей экономики самая высокая налоговая нагрузка фиксируется в сфере добычи топливно-энергетических полезных ископаемых (53%), на втором месте — добыча полезных ископаемых (42,2%), а третье и четвертое места заняли добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических (21,1%), и производство химических веществ и химических продуктов (4%).
Увеличение налоговой нагрузки на металлургических игроков вполне закономерно и справедливо — они за минувшие годы неплохо заработали и чувствуют себя вполне комфортно при текущих низких ценах на глобальном рынке.
Как же устроено налогообложение для металлургов?
За последние три года металлургам несколько раз увеличивали налоговую нагрузку:
- вырос НДПИ на железную руду,
- экспортные пошлины повысили на 15%,
- снова увеличили НДПИ на железорудное сырье (ЖРС),
- ввели акциз на жидкую сталь,
- добавили налог на сверхприбыль,
- ввели курсовую экспортную пошлину.
Предпосылкой для таких мер стала крылатая фраза первого вице-премьера Андрея Белоусова из интервью РБК в 2021 году. По его словам, металлурги «нахлобучили» государство «в части госкапвложений и гособоронзаказа» на 100 млрд рублей. Под «нахлобучили» Белоусов имел в виду, что металлурги кратно увеличили доходы за счет повышения цен на внутреннем рынке.
Причина тому — подорожание полупродуктов металлургического производства на экспортных рынках в период постпандемийного восстановления. Так, стоимость горячекатаного рулона Free On Board (FOB), регион Черного моря, с октября 2020-го по май 2021 года увеличилась с 507,5 $ до 1010 $ за тонну. Цена сляба FOB, регион Черного моря, выросла с 465 $ до 890 $ за тонну, заготовка — с 410 $ до 605 $.
Что в итоге включает в себя налогообложение металлургических компаний? Это следующие виды платежей:
- Налоги, взимаемые с дохода, производства или прибыли компаний, а именно налог на прибыль предприятий, на добычу полезных ископаемых (НДПИ), земельный налог. Налоги на потребление: налог на добавленную стоимость, подоходный налог, налоги, взимаемые с источников дохода. Налог на имущество и экологические налоги исключаются.
- Лицензионные сборы и арендная плата, выплачиваемые за доступ к области, где добывают ископаемые.
- Специфические отраслевые налоги: акциз на жидкую сталь.
- Экспортные и импортные пошлины.
Повышение НДПИ для металлургов
С начала 2022 года металлурги платят повышенный НДПИ на коксующийся уголь и железную руду, которые используют при выплавке стали. Расчет налоговой нагрузки по обоим видам полезных ископаемых привязан к ценам в Австралии и Китае.
Так, ставка для коксующегося угля составляет 1,5% от средней цены на сырье на базисе котировок FOB Australia Premium Coking Coal. До 2022 года использовалась фиксированная ставка в размере 57 рублей на тонну.
Ставка НДПИ на железную руду была установлена на уровне 4,8% от среднемировой цены в соответствии с индексом SGX TSI Iron Ore CFR China (62% Fe Fines) Index Futures/Options, определяемым ФАС России.
Ставка акциза на жидкую сталь для металлургов
Кроме повышенного НДПИ, правительство ввело акциз на жидкую сталь. Изначально закон установил акциз на уровне 2,7% от среднемесячной экспортной цены на сляб, определенной на условиях поставки «погрузка на судно (FOB)» в морских портах Южного федерального округа РФ. Если цена составляет менее 300 $ за тонну, акциз не взимается.
По формуле ставка акциза на сталь жидкую (Асж) для доменно-конвертерного производства определяется в рублях за тонну так:
Асж = Цсляб*Диз * Р,
где
- Цсляб — средняя за календарный месяц экспортная цена на слябы в морских портах России, расположенных в Южном федеральном округе, выраженная в долларах США за 1 тонну;
- Диз — коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 0,027;
- Р — среднее значение курса доллара, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курсов, устанавливаемых ЦБ РФ за все дни в календарном месяце.
В августе 2022 года цену сляба, при которой акциз обнуляется, заменили на 30 тысяч рублей за тонну. Минфин в 2022 году прогнозировал, что поступления от акциза в 2023 году составят 59,1 млрд рублей, в 2024 году — 58,75 млрд рублей.
Для мартеновских, индукционных и (или) электрических печей, если доля лома в общей массе сырья не менее 80%:
АЭП = 0,3 x (ЦЗ x Р - ЦЛ - 12 500 - 0,5 x РСТ),
где
- ЦЗ - средняя за месяц экспортная цена на стальную заготовку;
- Р - среднее значение курса доллара, определяемое налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курсов, устанавливаемых ЦБ РФ за все дни в календарном месяце.
- ЦЛ - средняя за месяц цена продажи тонны стального лома 3А, определенная на условиях поставки "перевозка оплачена до (CPT) железнодорожной станции" в Уральском федеральном округе, выраженная в рублях за 1 тонну (без учета налога на добавленную стоимость);
- РСТ - расходы на приобретение ферросплавов и легирующих элементов.
Максимальная ставка акциза на тонну стали, которую произвели преимущественно из лома, равна 1 000 рублей.
Дальнейшую корректировку акциза нельзя исключать. В сентябре 2023 года Минфин допускал, что механизм применения акциза на сталь изменится. Эта мера нужна для повышения его эффективности на фоне резкого роста рентабельности экспорта полуфабрикатов, которая по итогам первых шести месяцев 2023 года составляла 37%, что значительно выше уровня 2022 года, когда рентабельность составляла 12%.
Фискальные изъятия для металлургов, кроме налогов: новые экспортные пошлины
Кроме отраслевых налогов и акцизов, металлурги платят экспортные таможенные пошлины. Они действуют с 1 октября 2023 года до конца 2024-го, и под них попадают все виды экспортной продукции металлургов. Размер пошлины зависит от курса доллара:
- при курсе менее 80 рублей она будет нулевой;
- 80–85 рублей — 4%;
- 85–90 рублей — 4,5%;
- 90–95 рублей — 5,5%;
- доллар больше 95 рублей — пошлина поднимется до 7%.
Несмотря на тенденцию к росту фискальной нагрузки, металлурги не потеряли чувство стабильности. По мнению аналитиков «Моих инвестиций», наиболее ощутимым введение экспортных пошлин станет для НЛМК из-за более высоких объемов экспорта, чем у «Северстали» и ММК. По оценкам «Моих инвестиций», эффект для показателя EBITDA НЛМК составит 6–9%.
Инвестиционный банк «Синара» полагает, что финансовая устойчивость металлургических компаний дает право ожидать от них возобновления выплат дивидендов. «Многие за последние полтора-два года накопили большой объем денежных средств, а это должно способствовать щедрым выплатам акционерам», — говорится в комментарии банка.
Большие планы Минфина на металлургов
Увеличение налоговой нагрузки для металлургической отрасли — реальный сценарий. Снижения фискальной нагрузки ждать точно не придется: возможности ее повышения описаны в «Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В документе прямо говорится, что металлурги много зарабатывают, но мало платят. За последние 10 лет, посчитал Минфин, операционный денежный поток крупнейших компаний отечественного горно-металлургического комплекса (ГМК) составил почти 25 трлн рублей при инвестициях за тот же период в размере менее 8,5 трлн рублей.
К тому же правительству необходимы дополнительные доходы на выполнение всех социальных обязательств и финансирование оборонных статей бюджета РФ. Металлургия достаточно устойчива, чтобы выдержать увеличенное налогообложение, поэтому сейчас помимо стандартных налогов, металлурги платят отраслевые НДПИ, акциз на жидкую сталь и, как и остальные отрасли, новую экспортную пошлину.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года