По данным рейтингового агентства «Русмет», в течение 10 месяцев 2024 года объем поставок лома черных металлов на основные предприятия составил 14,9 млн тонн. По итогам десяти месяцев сохраняется отрицательная разница в общем объеме отгрузок на металлургические заводы. В 2024 году относительно 2023 года объем снизился на 22%, отрицательная динамика — во всех регионах страны. Изменение планов крупнейших российских комбинатов, входящих в топ-10, составило от роста в 8% до спада в 41% на различных предприятиях.
В текущих реалиях снижения общего объема поставок лома перед предприятиями стоит задача повышения эффективности оборачиваемости капитала и снижения транзакционных издержек, чтобы оставаться конкурентоспособными на рынке. Цифровизация отрасли лома черных и цветных металлов решает данные задачи за счет перевода закупок в цифровое пространство из оффлайна и автоматизации процессов.
Традиционная отрасль лома уже частично перевела бизнес-процессы в диджитал, ускорив цикл сделки, и рассчитывает экономить от 4 млрд рублей в год благодаря цифровой трансформации и переводу поставок на b2b-платформы, такие как маркетплейс вторсырья Vtorion.
Недозагрузка ломозаготовительных мощностей в 2024 году превышает 9 млн тонн. Мощности простаивают. Это происходит из-за сокращения рынков сбыта, как внешнего, так и внутреннего. В текущем году мы соберем не более 19 млн тонн лома, что гораздо ниже уровня 2021 года, когда заготовили 30 млн тонн. Длительные ограничения экспорта лома черных металлов привели к массовому закрытию не только экспортеров, но и небольших компаний, которые в периоды сезонного спада спроса выживали за счет экспортеров. Ранее экспорт лома черных металлов вне стран ЕАЭС составлял 10–15% от общего объема заготовки в стране, находился на уровне 3,2–4,5 млн тонн в год. Сейчас этот показатель не превышает 1,1 млн тонн. Размещение невостребованных объемов лома на b2b-платформах будет неплохим индикатором, который покажет, можно ли вообще развернуть экспортный лом на наши заводы, откликнутся ли на предложение отечественные металлурги.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Рынок электронных площадок для бизнеса стремительно развивается в сегментах закупок и сырья в металлургии в России. Использование цифровых b2b-платформ для продаж за 2023 год уже доказало свою эффективность в области сокращения транзакционных издержек на примере крупнейших российских предприятий. В текущем году сделан акцент на еще одно преимущество — эффективное использование оборотного капитала. С учетом удорожания денег и высокой ставки Банка России это стало ключевым фактором для массового перевода бизнеса на платформы электронной коммерции.
В 2022 году на рынок вышел новый игрок среди b2b-платформ — маркетплейс для торговли ломом Vtorion, который за счет собственных интеграционных решений предоставил участникам рынка механизмы определения цены сырья, быстрый и простой алгоритм взаимодействия между ломовиками и потребителями сырья, систематизацию участников рынка, быстрый поиск поставщиков и сокращение взаиморасчетов.
Также платформа за счет автоматизации позволила быстро получать средства и возвращать их в оборот. Согласно данным Vtorion, сокращение цикла сделки на неделю высвобождает для пользователей 1,2 млн рублей с учетом базовой ставки заемных средств в 21% годовых. На текущий момент, по данным маркетплейса вторсырья Vtorion, экономия компаний, совершающих сделки на платформе, составляет более 60 млн рублей в год при обороте 15 млрд рублей.
Несмотря на высокий уровень цифровизации в металлургии, оцифровка закупок лома металлов заводами пока остается недооцененным механизмом. Лом является для большинства металлургов удобным с технологической точки зрения сырьем. И купить его по более привлекательной цене можно на специализированном цифровом сервисе, таком как Vtorion, где проверенные поставщики лома конкурируют за лот по цене и качеству.
Суммарный торговый объем металлолома внутри маркетплейса вторсырья Vtorion составил 11,25 млрд рублей за I–III кварталы 2024 года, что в 2,5 раза больше показателей за аналогичный период прошлого года. Ожидается, что в декабре оборот электронной коммерции ломом превысит 15 млрд рублей в год.
Рынок лома в России составляет триллион рублей в год. При условии, что металлурги полностью переведут регулярные закупки сырья на маркетплейс, это может высвободить более 4 млрд рублей для дальнейшего развития отрасли. Зачастую банки неохотно кредитуют ломозаготовительный бизнес. Кроме того, в стране снижается ломопотребление, и сроки расчетов с предприятиями, ведущими заготовку, растут. В условиях нестабильного рынка ритмичные поставки через Vtorion становятся решением для управления оборотными средствами как для металлургических заводов, так и для продавцов лома.
С 2022 года клиенты, которые пользуются маркетплейсом, совершили поставки 745 тыс. тонн лома на общую сумму более 20 млрд рублей. В числе клиентов платформы — свыше 350 крупных ломозаготовителей, а также крупнейшие металлурги страны, включая Группу НЛМК.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года