Ломовоз для транспортировки лома: как выбрать
Выбор техники для перевозки металлолома заслуживает отдельного внимания ломозаготовителей. Теоретически такое сырье можно возить на любом транспорте: от легкового автомобиля до грузовика. Но для серьезных объемов, регулярных перевозок и системной работы нужна специальная техника — ломовозы. У такой техники есть значительные преимущества: большой объем кузова, грузоподъемность и возможность самостоятельной погрузки. Ломовозы берут в аренду, оформляют в лизинг или покупают. Разобрались, какая техника представлена на рынке, на какие характеристики обратить внимание при выборе, сколько стоят ломовозы и как быстро они окупаются.
Что такое ломовоз: преимущества специализированной техники
Ломовоз (металловоз) — это вид спецтехники, предназначенный для перевозки металлического лома и стальных отходов. Борты, высотой более 2 метров, и большой объем кузова, до 86 кубических метров, позволяют с легкостью транспортировать такие грузы. Но главные преимущества – это высокая грузоподъемность и возможность самостоятельной погрузки при помощи крана-манипулятора. А кузов самосвального типа позволяет выполнить разгрузку за несколько минут.
Ломовозы имеют широкий функционал и закрывают множество вопросов ломозаготовки. При помощи такой техники можно не только перевезти вторсырье из точки А в точку Б. Она также незаменима, когда демонтируют металлоконструкции или собирают лом в труднодоступной местности.
Конструкция бортов с большой высотой позволяет грузить лом любой плотности: от стальной стружки марок 14А и 15А, чугунной стружки 24А с плотностью 300-800 килограммов на кубический метр, до брикетов марки 23А и шредерного лома ШРОТ (4А и 4Б).
Ломовоз сконструирован на базе шасси грузового автомобиля с кузовом самосвального типа и КМУ — крано-манипуляторной установкой. Кроме того, на рынке существуют ломовозы-полуприцепы. Их используют для транспортировки седельными тягачами с крано-манипуляторной установкой. Такие ломовозы тоже имеют самосвальную конструкцию, а некоторые модели — подвижный пол.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Виды ломовозов
При выборе ломовоза стоит учесть ряд важных параметров. К ним относятся, например, базовое шасси, грузоподъемность, колесная формула. По этим характеристикам выделяют ломовозы разных видов.
Базовое шасси
Базовое шасси — фактически модель грузового автомобиля, на базе которого изготовлен ломовоз. Если описывать с помощью терминов – это основание в виде ходового устройства с необходимыми местами для крепления кузова и других элементов. Существует техника на основе отечественных грузовиков КАМАЗ-65115-3094-48, МАЗ-6312С5, ломовозы китайского производства компании FAW (обычно речь идет о шасси 3250), а также техника известных европейских производителей Volvo, Mercedes и Scania. Они различаются по цене и стоимости обслуживания, комфорту, расходу топлива, модели двигателей и другим параметрам.
В связи с уходом с рынка европейских производителей в последнее время набирают популярность ломовозы на шасси китайского производства, в первую очередь FAW и Shacman. По стоимости обслуживания они сопоставимы с КАМАЗами и МАЗами, но более технологичны и комфортны. Вначале были опасения, что появятся проблемы с запчастями. Условно: нужно заказать корзину сцепления, а завод ее уже не производит. Но эти тревоги не подтвердились.
Грузоподъемность
По грузоподъемности ломовозы делятся на 3 типа:
- Легкие, с максимальной грузоподъемностью до 5 тонн.
- Средние, с максимальной грузоподъемностью до 10 тонн.
- Тяжелые, с грузоподъемностью свыше 10 тонн.
Выбор грузоподъемности зависит от того, какие массы лома планируют перевозить. Однако нужно учесть, что легкие ломовозы меньше в размерах и более маневренны. Их удобнее использовать на участках с ограниченной территорией.
Заводы-производители грузовых автомобилей не строят ломовозы: нельзя прийти на тот же КАМАЗ и купить там такую технику. Обычно история такая: заводы спецтехники покупают шасси у производителя и делают на его базе ломовоз. В этом разрезе важно выбрать правильный завод спецтехники. Часть изготовителей делают доработки в гаражных условиях. Внешне – обычный ломовоз, на деле — конструкция не рассчитана ни на прочность, ни на грузоподъемность. В нашей практике был случай, когда пустой автомобиль «ловил» штраф за перегруз по передней оси на трассе, а с груженым все было в порядке.
Колесная формула
Колесная формула показывает общее количество колес автомобиля и число ведущих — тех, что соединены с двигателем через КПП, передают вращающий момент и приводят автомобиль в движение. Например, формула 6х4 говорит о том, что у ломовоза 6 колес (3 оси) и 4 из них ведущие. Самые популярные колесные формулы ломовозов — 6х4, 4х4 и 4х2 и 8х4. Чем больше ведущих колес, тем выше грузоподъемность и проходимость ломовоза. Самая популярная компоновка ломовоза — с колесной формулой 6х4 и объемом грузового бункера 30 кубических метров.
Габаритные размеры тяжелого ломовоза.
Тип и характеристики краноманипуляторной установки
КМУ (крано-манипуляторная установка) — устройство, которое устанавливают на ломовоз для загрузки кузова без использования вспомогательной техники — кранового оборудования, погрузчиков, грейферов. КМУ выбирают по следующим характеристикам: грузоподъемности, грузовому моменту, максимальной высоте подъема и типу грузозахватного приспособления.
Грузоподъемность КМУ в зависимости от вылета стрелы
- Грузоподъемность – максимальная масса груза, который способен поднять манипулятор. Эта величина зависит от вылета стрелы – максимального расстояния, на которое она выдвигается. Чем больше вылет и угол к горизонтальной оси, тем меньше грузоподъемность.
- Грузовой момент – сила, которая действует на стрелу и влияет на грузоподъемность. Измеряется в килоньютон-метрах, а хорошим считается показатель не менее 160 кН·м. Больше — еще лучше.
- Максимальная высота подъема (как правило, около 10 метров).
Габаритные размеры КМУ
- Тип грузозахватного приспособления. Обычно это шестилепестковый грейфер, он удобен для погрузки лома любых марок: брикетов 22А и 23А, кускового лома 11А и 12А, прессованных легковесных отходов 8А и 9А. Грейфер выбирается по объему (от 0,2 до 0,6 кубических метра) и собственной массе, обычно-300-600 килограммов.
Примерно 80 % рынка гидроманипуляторов занимает великолукский “Велмаш”. Это тянет за собой огромное количество региональных представительств, то есть не будет проблем ни с запчастями, ни с обслуживанием. Такие КМУ устанавливаются на большую часть спецтехники, их смело можно рекомендовать. Если говорить о тонкостях, важно надежное крепление и фиксация стрелы КМУ во время движения. Если она «болтается», это сокращает срок службы втулок и других деталей.
Толщина стали кузова
Металлолом любых марок — специфический груз. Его помещают в кузов россыпью и никак не крепят. Когда автомобиль маневрирует, фрагменты лома могут перемещаться в кузове и деформировать его борта. Поэтому важно выбирать кузов из прочной и достаточно толстой стали.
На рынке можно встретить металловозы с кузовом из стали различной толщины, но мы советуем выбирать конструкции с толщиной дна не менее 6 миллиметров и толщиной стенок бортов не менее 4 миллиметров. Такая конструкция обеспечит надежную защиту от деформация.
Важна не только толщина, но и марка стали грузового бункера. Некоторые производители комбинируют марки: борта делают из более вязкой стали 09Г2С, это предотвращает разрывы при погрузке фрагментов с острыми краями. А днище — из стали S500: она более твердая и позволяет избежать деформации.
Как выбрать ломовоз
Как правило, металловозы покупают ломозаготовительные компании, которые занимаются вывозом и транспортировкой лома. Это широкая сфера: лом вывозят не только из пунктов приема с хорошим подъездом и транспортной доступностью, но и в других ситуациях. Часто ломовозы применяют при демонтаже металлоконструкций. Вывозить сырье нужно с предприятий, где образуется много металлических отходов, а также при сборе лома. В зависимости от задач нужен ломовоз с определенными техническими характеристиками.
Для работы в условиях ограниченных территорий и труднодоступных мест разумно выбирать двухосные металловозы наподобие КамАЗ 43253 с КМУ P60M, с объемом кузова 22,5 кубических метра. Его грузоподъемность всего 10 тонн, но более габаритную технику в таких условиях не используют.
Если нужно перевозить большие партии лома на большие расстояния, есть смысл приобрести более грузоподъемные тяжелые ломовозы. Например, на базе четырехосных грузовиков КАМАЗ 6540, шестиосных FAW 3250 6x4 или SHACMAN SX33186Х3000 — восьмиосных, оснащенных самосвальным прицепом объемом 36 кубометров.
Если сравнивать две популярные модели — ломовозы на базе КАМАЗ-65115-3094-48 с полной массой 25 200 кг и FAW 3250 с полной массой 35 100, второй предпочтительнее. На нем стоит двигатель мощностью 420 лошадиных сил и 12-ступенчатая коробка переключения передач, против 292 лошадиных сил и 9-ступенчатой коробки у КАМАЗа. Это дает выигрыш в грузоподъемности.
Для каких марок лома подходит ломовоз
При помощи металловозов можно транспортировать практически любые марки стального, чугунного и цветного лома: кусковой лом и отходы 3А, проволоку и изделия из проволоки 3А-1, железнодорожный лом 3а-3, шредерный лом ШРОТ (4А-1 и 4Б-1), стальные пакеты 8А, несортированный лом 31А и другие марки. Исключение — военный лом 5А-4 и 5Б-4 в виде бронированной гусеничной и колесной техники в сборе: здесь металловозы могут не подойти по грузоподъемности.
Сколько стоит ломовоз и как быстро он окупается
Еще один значимый критерий при выборе металловоза — его стоимость. Здесь выбор зависит от вашего бюджета и необходимого количества техники. Неплохие и подходящие для перевозки лома варианты можно встретить на вторичном рынке.
Новая техника российского производства в компании «ТрейдАктивРесурс», построенная на базе шасси таких автомобилей, как КАМАЗ 6540, КАМАЗ-65115-3094-50, МАЗ-6312С5 стоит от 10, 5 млн руб. с НДС. За эти деньги вы получите ломовоз с кузовом 30 кубических метров и импортной крановой установкой грузоподъемностью около полутора тонн на максимальном вылете стрелы.
Цены на металловозы на шасси китайского производства FAW 3250 с колесной формулой 6x4 и грузоподъемностью около 30 тонн начинаются с отметки 11 млн руб., включая НДС.
Самые дорогие — европейские металловозы: например, автомобиль на базе MAN TGS 41.400 грузоподъемностью в 33 тонны обойдется покупателю не менее, чем в 200 000 евро.
Окупаемость такой техники зависит от множества факторов: интенсивность эксплуатации, стоимость технического обслуживания, фонд заработной платы водителей. Способ покупки тоже будет влиять. Важно, взяли вы ломовоз в кредит, лизинг или купили на собственные средства.
Несколько важных критериев выбора ломовоза:
На практике хорошие водители знают себе цену и хотят работать на хороших надежных автомобилях с кондиционером, удобной кабиной и мягким сидением. На это тоже нужно ориентироваться. Например, тот же FAW в этом плане проигрывает Shacman, но выигрывает у КАМАЗа. Если в вашем автопарке уже есть 100 КАМАЗов, склад забит запчастями для него и все процессы ориентированы на работу с этой маркой, разумно купить 101-й КАМАЗ, а не китайца.
Рынок металловозов РФ
Спецтехнику для транспортировки лома в РФ реализуют несколько десятков производителей и поставщиков. Эксперты советуют выбирать серьезные заводы и избегать предприятий «гаражного» типа. Приведем небольшую подборку таких поставщиков.
ТрейдАктивРесурс
Компания специализируется на поставках оборудования для переработки вторсырья: лома, пластика, коммунальных отходов. Здесь производят ломовозы на базе отечественных автомобилей и иномарок, а также стационарные манипуляторы и прицепы.
Главная страница официального сайта ООО ГК «ТрейдАктивРесурс»
ХуаХун Русь
ООО «ХуаХун-Русь» — официальный представитель завода Jiangsu Huahong Technology в РФ и странах СНГ. Компания занимается поставками оборудования для рециклинга вторичных отходов: шредерных линий, прессов, брикетиров, аллигаторных ножниц и спецтехники.
Главная страница официального сайта «ХуаХун-Русь»
ООО «Центр запасных частей»
Это поставщик спецтехники на базе автомобилей марки КАМАЗ. В каталоге есть не только ломовозы, но и автопоезда, седельные тягачи, самосвалы и другие автомобили специального назначения. Здесь можно купить запасные части и автомобили с пробегом.
Главная страница официального сайта ООО «Центр запасных частей»
Ломовозы ЭКОМТЕХ
Компания «ЭКОМТЕХ» — поставщик техники и решений для переработки отходов. Помимо ломовозов, мусоровозов и другой спецтехники, в ассортименте есть линии по сортировке и переработке мусора.
Главная страница официального сайта ЭКОМТЕХ
Ломовозы ВКР
Это производитель и поставщик спецтехники: ломовозов, лесовозов, эвакуаторов, кранов-манипуляторов. Компания занимается также ремонтом и обслуживанием и поставками автозапчастей и комплектующих.
Главная страница официального сайта ВКР
Подведем итоги
- Ломовоз — вид спецтехники, которая используется для перевозки лома. Он серьезно выигрывает по сравнению с обычными грузовиками: здесь есть КМУ для самостоятельной погрузки и разгрузки, высокие борта из толстой стали, надежное шасси.
- При выборе обращают внимание на тип шасси, грузоподъемность, тип КМУ, а также толщину стали и кузов. Новые ломовозы на базе отечественных автомобилей марок КАМАЗ и МАЗ стоят порядка 5 миллионов рублей, а импортные аналоги обойдутся в 11 миллионов и выше.
- Металловоз подходит для транспортировки цветного и черного лома почти любых марок: кускового 3А, проволоки 3А-1, железнодорожного лома 3а-3, ШРОТ (4А-1 и 4Б-1), стальных пакетов 8А, а также несортированного лома 31А.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года