Как утилизировать старое судно и получить скидку на новое

Утилизация речных и морских судов — не только головная боль для владельцев, но и серьезная проблема для окружающей среды. Корабли и паромы ржавеют в российских портах или лежат на дне вместо того, чтобы начать новую жизнь — стать сырьем для производства стали. По данным аналитического агентства Infoline, по состоянию на 2021 год средний возраст кораблей пассажирского речного флота составлял 38 лет, круизных судов — более 49 лет.

судно

Государство заинтересовано в том, чтобы по рекам и морям ходил новый экологичный транспорт. Для этого в России утвердили судовой утилизационный грант. По сути это «трейд-ин» для водного транспорта: покупатель получает скидку на новый катер или паром, если сдает в металлолом старое судно. Размер судового утилизационного гранта зависит от типа, назначения и экологичности техники. Если суда работают на альтернативных источниках энергии — например, аккумуляторных батареях или водородных топливных элементах, — субсидии выше. 

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Утилизация судов на металлолом

Современные суда в среднем служат от 25 до 30 лет. После этого эксплуатировать их становится невыгодно. Из-за ржавчины, усталости конструкций, дефицита деталей многие «старички» становятся кораблями-призраками: по документам они есть, а по факту давно канули в Лету.

Между тем корпус любого транспортного средства — это потенциально листовой металлолом 5А или 12А, наиболее востребованный у переработчиков и заводов. Он высоко ценится как вторсырье в металлургии, судостроении, машиностроении и других отраслях. Повторное использование металла снижает расходы энергии при выплавке стали, позволяет экономить сырье и способствует сокращению объемов добычи железной руды.

судно

Ускорить сменяемость поколений гражданской морской и речной техники призвана государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений». Ее участниками могут стать все российские транспортные компании, пароходства и организации рыбохозяйственного комплекса вне зависимости от того, используют ли они водный транспорт на шельфе.

Одной из мер поддержки отрасли в рамках этой программы является судовой утилизационный грант. Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на приобретение и строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию утверждены Постановлением правительства РФ №502 от 27.04.2017. Строительство новых единиц водного транспорта обойдется участникам на 10–25% дешевле, если старые суда пойдут на переработку. Это десятки миллионов рублей экономии. Ведь стоимость, к примеру, скоростного катамарана для пассажирских перевозок в 2023 году составляет 365 млн рублей.

судно

Утилизационный грант: кто и как может его получить

В соответствии с Постановлением правительства РФ №502 от 27.04.2017 максимальный размер субсидии — 25% — можно оформить на покупку нового гражданского судна, рассчитанного минимум на полторы сотни пассажиров. Меньше всего — 10% — дают за обновление техники для рыболовного промысла или технического флота. Скидку можно увеличить, если выбрать экологичный транспорт: судна, которые работают на аккумуляторных батареях или на водородных топливных элементах.

Размер утилизационного гранта рассчитывается от стоимости нового судна и зависит от типа и назначения техники.

  • Если это пассажирский транспорт или он используется для нужд северных регионов, размер субсидий составит 15%. На гражданские суда (исключение — грузопассажирская техника и морские паромы), вмещающие более 150 пассажиров, делают скидку 25%. 
  • При покупке экологичного речного и морского судна субсидия равна 15%, а если оно пассажирское или нужно для северного завоза — 20%. 
  • 10% выгоды, но не более 70 млн рублей получат компании, которые приобретают рыбопромысловые или технические суда. Если транспорт экологичный, размер субсидии увеличивают до 15%, максимум 80 млн рублей. 
  • Экономия при покупке гражданских судов другого типа равна 10%.

Чтобы получить поддержку от государства, судоходные компании обязаны выполнить несколько условий. Из-за любого несоответствия в субсидии могут отказать.

Если заявители приобретают готовое новое судно, к нему предъявляют следующие требования: 

  • российское производство (эту процедуру регламентирует Постановление правительства РФ №719 от 17.07.2015, 
  • регистрация в соответствующем реестре (Государственном судовом реестре, реестре маломерных судов, Российском международном реестре судов, Российском открытом реестре судов), 
  • возраст не старше 2 лет,
  • транспорт можно купить на собственные средства, за счет займа или по договору лизинга и использовать только на территории России. 

Утилизируемая техника как основание для получения гранта должна быть старше 30 лет и последние 5 включена в один из судовых реестров. Важный нюанс: судно, которое отправляют в металлолом, по типу должно соответствовать новому транспортному средству. То есть сдать в утиль катер, чтобы получить скидку на паром, не получится. 

Как подать заявку на утилизационный грант

Прием заявок на получение судового утилизационного гранта стартует после публикации объявления на сайте Минпромторга России. В нем обозначают сроки приема и необходимые документы. Пакет весьма объемный. Соискателям нужно подготовить: 

  1. копию контракта на строительство судна или договора о приобретении или документов, которые подтверждают, что технику взяли в лизинг. Их нужно заверить у нотариуса;
  2. выписку из Единого государственного реестра юридических лиц;
  3. актуальную справку из Федеральной налоговой службы, подтверждающую, что у компании нет долгов по уплате налогов, сборов и других взносов;
  4. справки, которые подтверждают, что организация не находится в процессе ликвидации или банкротства, не является иностранным юрлицом, не причастна к экстремистской и иной противозаконной деятельности. Полный список требований можно найти в Правилах;
  5. копию свидетельства о праве собственности на судно, которое утилизируют, или документ о том, что его исключили из госреестра;
  6. выписку из соответствующего госреестра о регистрации утилизируемого судна 5 последних лет;
  7. копию документа о классификации;
  8. если новое судно планируют использовать в северных регионах — договор о намерениях с местной администрацией;
  9. справку от руководителя и заключение от уполномоченного органа о том, что новое судно произведено в России (требование из Постановления правительства РФ №719);
  10. расчет размера субсидии и документы, где указаны значения водоизмещения порожнего судна, которое сдают в утиль;
  11. документ с подтверждением экологичности транспорта.

Если компания покупает несколько судов, такую заявку нужно подавать на каждое. Общее количество в рамках одной отборочной кампании не ограничивают.

После окончания сбора документов Минпромторг рассматривает их в течение 25 рабочих дней. У компании могут запросить дополнительные сведения, которые нужно предоставить за две недели. Финальный этап — заключение соглашения. Его нужно подписать в течение месяца со дня уведомления.

Субсидии в будущее

Потенциал программы субсидирования значителен. Первый замглавы Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин в 2022 году озвучил мнение специалистов о том, что в России две трети рыболовецких судов старше 30 лет и всего один процент — современные. Похожая ситуация и с другими видами водного транспорта. По данным агентства Infoline, у 45–50% речных судов критически превышены нормативные сроки эксплуатации.

За счет судового утилизационного гранта можно не только заменить часть устаревшего флота и обеспечить дополнительными заказами российское судостроение, но и повысить экологичность гражданского судоходства. В плюсе оказываются судовладельцы, производители, а также ломозаготовители, для которых старые корабли и лодки — источник востребованного вторсырья марок 5А и 12А.

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года

транспортировка лома vtorion

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи