Бензиновые и дизельные двигатели внутреннего сгорания (ДВС) имеют свой ресурс работы. По истечении срока службы ремонтировать их невыгодно. Стоимость запасных частей, комплектующих, навесного оборудования, а также работ может составить до 70–80% от цены нового ДВС. К примеру, купить новый двигатель для ВАЗ без навесного оборудования можно за 120 000 рублей. А стоимость капитального ремонта во многих регионах превышает 60 000 рублей. И это с учетом того, что все элементы ремонтопригодны. Если речь идет о ремонте двигателей иномарок, то суммы возрастают кратно.
В таком случае выгоднее сделать разбор двигателя на металл и заработать на этом. Перед тем как разбирать двигатель, стоит убедиться, что он действительно находится в нерабочем состоянии, а его восстановление нецелесообразно. Далее нужно подумать, как доставить мотор в пункт приема металла. Проблема заключается и в габаритах, и в массе.
Доставка ДВС в собранном виде к месту приема лома весьма затратна: потребуется аренда грузового автомобиля, оплата услуг грузчиков. Некоторые частные предприниматели и компании предлагают забрать лом у продавца и бесплатно вывезти на своем автотранспорте, но только в определенном объеме — обычно более тонны. Оптимальный вариант — разобрать агрегат самостоятельно или с помощью помощников и доставить детали в пункт приема лома двигателей на своей машине. Сегодня поговорим о том, как разобрать и сдать старый двигатель, сколько на этом можно заработать и выгодна ли такая операция.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Какие металлы содержатся в моторном ломе?
Стоимость мотора с точки зрения вторсырья зависит в первую очередь от массы. Это самый важный показатель. Чем больше вес, тем больше выход лома. Следовательно, на сдаче тяжелого двигателя от фургона, грузового автомобиля, микроавтобуса можно заработать больше всего.
Фото: shutterstock.com
В любом двигателе внутреннего сгорания обязательно содержатся:
- алюминиевые сплавы АЛ2, АЛ4;
- чугун;
- легированная сталь;
- медь;
- алюминий.
Реализация ДВС в пункте приема двигателей на металлолом предполагает оценку его стоимости по содержанию черного лома. Из общей массы вычитается засор, составляющий не менее 5%, после чего озвучивается окончательная стоимость. Но многое зависит и от состояния самого мотора. В некоторых случаях засор может достигать 15–20%.
Масса двигателя зависит от марки авто, модели, года выпуска, модификации. Средний показатель — 200 кг. Эта цифра применима к большинству легковых автомобилей класса B или C. Зная текущую стоимость лома черных металлов, можно быстро рассчитать ориентировочный доход от реализации ДВС. Сумма получится относительно небольшой, учитывая, что в двигателе содержатся и более дорогие металлы и сплавы:
- алюминий и титан используются для производства головок блоков цилиндров (ГБЦ), картера, элементов газораспределительного механизма (ГРМ) и цилиндропоршневой группы;
- из чугуна и дюралюминия делают блоки цилиндров;
- из сплава меди и алюминия производят шатунные и коренные вкладыши коленчатого вала;
- медь и бронза входят в состав элементов топливной аппаратуры — форсунок и насос-форсунок;
- драгоценные сплавы в небольших количествах могут содержаться в электронных блоках управления, турбокомпрессоре.
Эти факты заставляют задуматься над тем, что продажа ДВС в разобранном виде намного выгоднее. Еще дороже будут стоить приводные электродвигатели, устанавливаемые на электрокарах и гибридных автомобилях. Доля дорогих цветных металлов в их конструкции составляет до 50%.
Как извлечь металлы из двигателя машины?
Практически все модели двигателей внутреннего сгорания можно разобрать «до винтика». Понадобятся наборы ручных инструментов, в некоторых случаях — пневмоинструмент, тиски, пресс усилием до одной тонны. Чтобы максимально «освободить» дорогостоящие металлы и сплавы, нужно:
- тщательно вымыть ДВС с применением химических средств;
- выполнить поузловую разборку на отдельные конструкционные элементы — ГБК, картер, ТКР, насосы, распределительные валы;
- выполнить разборку каждого конструкционного элемента на составляющие — прокладки и уплотнения из цветных сплавов, крепежные элементы, втулки, валики, муфты;
- тщательно очистить мелкие детали от грязи и коксо-масляных отложений.
Некоторые компоненты ДВС, такие как головки блоков цилиндров, содержат цилиндровые втулки. При сборке мотора они запрессовываются с усилием. Их можно разобрать, только используя гидросъемник или гидравлический пресс.
Фото: shutterstock.com
После полной разборки нужно выполнить сортировку: моторный алюминий, чугун, дюралюминий, сталь следует сложить отдельно и оценить массу каждой группы элементов.
Этапы разборки двигателя
Перед сдачей автомобилей на металлолом двигатель, как правило, демонтируют заранее. Предположим, что от ДВС уже отсоединена коробка передач, электропроводка, шланги и патрубки, а сам он установлен на поддон или кантователь. Разборку выполняют в следующей последовательности:
- снимают сцепление;
- демонтируют навесное оборудование — турбокомпрессор, масляный и водяной насосы, корпуса фильтров, клапанные крышки, блоки управления;
- разбирают приводной шкив коленчатого вала;
- откручивают механизм ГРМ и распредвалы;
- снимают головки блока цилиндров;
- демонтируют кривошипно-шатунный механизм;
- разбирают шатуны, поршни, опоры коленчатого вала;
- откручивают коренные и шатунные опоры, снимают внутренние трубки маслопровода.
Это базовая последовательность разборки. Этапы могут несколько отличаться в зависимости от конструкции и типа двигателя.
Какие двигатели принимают в пунктах приема моторного лома?
Практически во всех пунктах приема лома готовы заплатить за двигатели внутреннего сгорания и тяговые электромоторы «гибридов» и электрокаров. Владелец может сдать:
- дизельный двигатель автобуса, спецтехники, тягача, трактора;
- бензиновый двигатель легкового или грузового автомобиля, мотоцикла или скутера;
- двигатель внутреннего сгорания автономной электростанции.
Конструкция ДВС унифицирована и отличается лишь габаритами, массой, числом и расположением цилиндров и навесным оборудованием.
Фото: shutterstock.com
Сколько можно заработать на сдаче двигателя на металлолом?
Как говорилось выше, после полной разборки мотора лом необходимо тщательно рассортировать. Головки блока цилиндров, алюминиевые поршни, шатунные и коренные вкладыши складывают отдельно, мелкие детали из меди и латуни помещают в тару, масляные и топливные трубопроводы очищают от грязи и технических жидкостей и также складируют отдельно. Очистка деталей и последующая сортировка позволит существенно снизить процент засора и увеличить конечную цену за лом ДВС.
Далее каждую группу металлолома нужно взвесить. Для отдельных деталей подойдет даже обычный электронный безмен. Зная текущую стоимость определенной категории лома, можно подсчитать примерную выручку от сдачи одного мотора на металлолом.
Как получить наибольшую прибыль от сдачи моторного лома?
Вы собрались сдать двигатель внутреннего сгорания или электродвигатель в лом. Наибольший доход можно получить, если сдавать ДВС в разобранном виде. В пункте приема каждую категорию лома осмотрят, взвесят и оценят по текущему курсу. На итоговую стоимость будут влиять следующие факторы:
- средняя цена на вторсырье;
- процент засора лома;
- состояние металла и сплавов;
- общая масса.
Перед сдачей лома очистите его от остатков технических жидкостей, загрязнений и отложений, ржавчины, остатков резины от прокладок и уплотнений. Это позволит снизить общий процент засора и получить максимальную прибыль.
Помните, что разобрать и сдать можно ДВС любого типа: конструкция примерно одинаковая и различается лишь массой, габаритами, наличием вспомогательного оборудования и навесных агрегатов.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года