Горячий прокат теряет в цене, а морские перевозки дорожают
Цены на горячекатаные рулоны в мире стабильно снижаются: сталелитейная отрасль сталкивается с избыточным предложением, снижением спроса и жесткой конкуренцией. На российском рынке стоимость горячекатаного проката падает вслед за экспортными котировками. Масло в огонь подливает рост тарифов морских перевозок, связанный с кризисом в Красном море.
Горячекатаный прокат на мировом рынке
Цены на горячекатаный рулон продолжают снижаться на всех основных рынках. По данным Steel Radar, в странах Персидского залива в начале января 2025 года предложения китайского горячекатаного рулона упали на 10–15 долларов/т — до 500–505 долларов/т CIF (международный морской базис). Индийские заводы снизили свои предложения до 535 долларов/т CIF, но покупатели не хотят платить больше 525 долларов/т в февральских поставках.
Динамика цен на горячекатаную сталь (Китай):
Источник: CISA, Китайская ассоциация металлургов и стали
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Цены на горячекатаный рулон российского происхождения следовали аналогичной траектории снижения. В начале 2024 года стоимость составляла 580 долларов/т FOB (международный морской базис), Балтийское море, и 590–595 долларов/т FOB, Черное море. Однако к концу года цена упала до 490 долларов/т FOB, Черное море. Также, по данным Steel Radar, сократились сделки на турецком и египетском рынках. Это говорит о сокращении спроса и конкуренции со стороны азиатских поставщиков с низкими ценами.
Горячекатаный прокат на российском рынке
Стоимость горячекатаного проката на российском рынке снижается вслед за экспортными котировками. По данным БКС, месяц к месяцу цены снизились на 1% (до 54,75 тыс. руб./т) и 3% (до 490 долларов/т). По мнению «Русмета», на снижение влияет и падение спроса на сталь, в том числе сокращение закупок на склады, которые обычно зимой балансировали рынок до начала следующего строительного сезона.
Согласно декабрьскому обзору БКС, горячекатаный прокат в России подешевел впервые за три месяца на фоне падения экспортных котировок и охлаждения внутреннего спроса.
Переизбыток предложения горячекатаного рулона в мире отчасти объясняется приостановкой Россией экспортных пошлин, что обострило конкуренцию. Азиатские производители, особенно из Китая, наводнили рынок сталью по агрессивным ценам, усиливая давление на производителей. Между тем экономический спад в Европе и Турции, наряду со снижением активности в сталепотребляющих отраслях, привел к дальнейшему снижению спроса.
Цена на морские перевозки растут
В отличие от рынка горячекатаного рулона, цены на морские перевозки показывают тенденцию к росту. По мнению «Русмета», этот парадокс можно объяснить сочетанием нормативных, структурных и геополитических факторов, которые создали устойчивый спрос на новые и отвечающие всем требованиям суда.
Отрасль сталкивается со значительными трудностями в достижении целей по декарбонизации, установленных Международной морской организацией (IMO). Организация потребовала снизить интенсивность выбросов углерода на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 2008-го. Кроме того, к этому времени не менее 5% топлива, используемого в судоходстве, должно быть низкоуглеродным.
Чтобы соответствовать этим требованиям, судоходные компании вкладываются в новые суда, работающие на экологически чистых видах топлива — сжиженном природном газе, метаноле или сжиженном нефтяном газе. Помимо этого, компании модернизируют старые суда с помощью специальных чистящих устройств — скрубберов, используют мазут с низким содержанием серы или повышают эффективность эксплуатации. Суда, которые невозможно модернизировать, перестают использовать, что еще больше сужает предложение доступных судов.
Напряженная ситуация в Красном море увеличивает спрос
Ситуация в Красном море из-за действий йеменских хуситов, которые атакуют торговые суда в этом регионе, стала одной из причин нехватки контейнеров в Китае. По данным РИА «Новости», это спровоцировало рост тарифов на грузоперевозки. Кроме того, согласно данным Международной морской организации, с декабря грузопоток через Суэцкий канал снизился более чем на 60%. Коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев пояснил, что грузоотправителей беспокоит не только потенциальная опасность для судов, грузов и персонала, но и расходы, связанные со страхованием от таких рисков.
Перенаправление судов в обход Суэцкого канала, через мыс Доброй Надежды, увеличивает путь из Азии в Северную Европу и Средиземноморье до 40%, а время, по разным оценкам, на 10–20 дней.
Путь из Азии в Россию через Суэцкий канал и в обход него — через мыс Доброй Надежды:
Стоит отметить, что ситуация в Красном море спровоцировала большую проблему — увеличение срока оборачиваемости контейнеров из-за того, что многие судоходные компании боятся отправлять суда через Суэцкий канал и теперь перемещают грузы из Азии в Европу вокруг Африки. Время возврата контейнеров в пункт отправки увеличивается в два раза. Из-за этого, в частности, возникла их нехватка в Китае, спровоцировавшая рост тарифов на грузоперевозки, в том числе в Россию, а также увеличение сроков доставки товаров. Причем это сильно отразилось на ж/д отправках.
Многие крупные судоходные компании перестали транспортировать грузы через Красное море, переориентировавшись на перемещение вокруг Африки. Так, четыре из пяти крупнейших мировых контейнерных линий — CMA, CGM, MSC, Maersk и Hapag-Lloyd — временно приостановили доставку через Суэцкий канал и продолжают перевозить грузы в обход, через мыс Доброй Надежды. По мнению «Русмета», такое перенаправление торговых потоков вызвало резкий рост потребностей в судах, что заставило владельцев флота отложить утилизацию старых судов для удовлетворения срочных потребностей в мощностях. А такая динамика в сочетании с растущими расходами на регулирование привела к росту цен на суда даже на фоне снижения стоимости сырья.
Российская сталь сталкивается с серьезными трудностями на мировом рынке из-за ценовой конкуренции с китайскими производителями. Кроме того, на отрасль влияет экономическая и политическая ситуация. Ко всему прочему добавляется рост стоимости морских грузоперевозок, который вследствие кризиса в Красном море усугубляет ситуацию, делая экспорт российской стали еще менее эффективным.
Подпишитесь на телеграм-канал Vtorion, чтобы быть в курсе цен и новостей отрасли лома в России и мире.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2025 года