Горячий прокат теряет в цене, а морские перевозки дорожают

62
Обновлено 27 янвМелине Ананян

Цены на горячекатаные рулоны в мире стабильно снижаются: сталелитейная отрасль сталкивается с избыточным предложением, снижением спроса и жесткой конкуренцией. На российском рынке стоимость горячекатаного проката падает вслед за экспортными котировками. Масло в огонь подливает рост тарифов морских перевозок, связанный с кризисом в Красном море.

горячий прокат теряет в цене

Горячекатаный прокат на мировом рынке

Цены на горячекатаный рулон продолжают снижаться на всех основных рынках. По данным Steel Radar, в странах Персидского залива в начале января 2025 года предложения китайского горячекатаного рулона упали на 10–15 долларов/т — до 500–505 долларов/т CIF (международный морской базис). Индийские заводы снизили свои предложения до 535 долларов/т CIF, но покупатели не хотят платить больше 525 долларов/т в февральских поставках.

Динамика цен на горячекатаную сталь (Китай):

график цен на горячекатаную сталь

Источник: CISA, Китайская ассоциация металлургов и стали

Сдайте лом как физическое лицо

Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом

Сдайте лом как физическое лицо

Цены на горячекатаный рулон российского происхождения следовали аналогичной траектории снижения. В начале 2024 года стоимость составляла 580 долларов/т FOB (международный морской базис), Балтийское море, и 590–595 долларов/т FOB, Черное море. Однако к концу года цена упала до 490 долларов/т FOB, Черное море. Также, по данным Steel Radar, сократились сделки на турецком и египетском рынках. Это говорит о сокращении спроса и конкуренции со стороны азиатских поставщиков с низкими ценами.

Горячекатаный прокат на российском рынке

Стоимость горячекатаного проката на российском рынке снижается вслед за экспортными котировками. По данным БКС, месяц к месяцу цены снизились на 1% (до 54,75 тыс. руб./т) и 3% (до 490 долларов/т). По мнению «Русмета», на снижение влияет и падение спроса на сталь, в том числе сокращение закупок на склады, которые обычно зимой балансировали рынок до начала следующего строительного сезона.

Согласно декабрьскому обзору БКС, горячекатаный прокат в России подешевел впервые за три месяца на фоне падения экспортных котировок и охлаждения внутреннего спроса.

Переизбыток предложения горячекатаного рулона в мире отчасти объясняется приостановкой Россией экспортных пошлин, что обострило конкуренцию. Азиатские производители, особенно из Китая, наводнили рынок сталью по агрессивным ценам, усиливая давление на производителей. Между тем экономический спад в Европе и Турции, наряду со снижением активности в сталепотребляющих отраслях, привел к дальнейшему снижению спроса.

Цена на морские перевозки растут

В отличие от рынка горячекатаного рулона, цены на морские перевозки показывают тенденцию к росту. По мнению «Русмета», этот парадокс можно объяснить сочетанием нормативных, структурных и геополитических факторов, которые создали устойчивый спрос на новые и отвечающие всем требованиям суда.

Отрасль сталкивается со значительными трудностями в достижении целей по декарбонизации, установленных Международной морской организацией (IMO). Организация потребовала снизить интенсивность выбросов углерода на 40% к 2030 году по сравнению с уровнем 2008-го. Кроме того, к этому времени не менее 5% топлива, используемого в судоходстве, должно быть низкоуглеродным.

Чтобы соответствовать этим требованиям, судоходные компании вкладываются в новые суда, работающие на экологически чистых видах топлива — сжиженном природном газе, метаноле или сжиженном нефтяном газе. Помимо этого, компании модернизируют старые суда с помощью специальных чистящих устройств — скрубберов, используют мазут с низким содержанием серы или повышают эффективность эксплуатации. Суда, которые невозможно модернизировать, перестают использовать, что еще больше сужает предложение доступных судов.

Напряженная ситуация в Красном море увеличивает спрос

Ситуация в Красном море из-за действий йеменских хуситов, которые атакуют торговые суда в этом регионе, стала одной из причин нехватки контейнеров в Китае. По данным РИА «Новости», это спровоцировало рост тарифов на грузоперевозки. Кроме того, согласно данным Международной морской организации, с декабря грузопоток через Суэцкий канал снизился более чем на 60%. Коммерческий директор федеральной транспортной компании «Скиф-Карго» Михаил Коптев пояснил, что грузоотправителей беспокоит не только потенциальная опасность для судов, грузов и персонала, но и расходы, связанные со страхованием от таких рисков.

Перенаправление судов в обход Суэцкого канала, через мыс Доброй Надежды, увеличивает путь из Азии в Северную Европу и Средиземноморье до 40%, а время, по разным оценкам, на 10–20 дней.

Путь из Азии в Россию через Суэцкий канал и в обход него — через мыс Доброй Надежды: 

график морских поставок

Стоит отметить, что ситуация в Красном море спровоцировала большую проблему — увеличение срока оборачиваемости контейнеров из-за того, что многие судоходные компании боятся отправлять суда через Суэцкий канал и теперь перемещают грузы из Азии в Европу вокруг Африки. Время возврата контейнеров в пункт отправки увеличивается в два раза. Из-за этого, в частности, возникла их нехватка в Китае, спровоцировавшая рост тарифов на грузоперевозки, в том числе в Россию, а также увеличение сроков доставки товаров. Причем это сильно отразилось на ж/д отправках.

Представители компании Asia Import Group

Многие крупные судоходные компании перестали транспортировать грузы через Красное море, переориентировавшись на перемещение вокруг Африки. Так, четыре из пяти крупнейших мировых контейнерных линий — CMA, CGM, MSC, Maersk и Hapag-Lloyd — временно приостановили доставку через Суэцкий канал и продолжают перевозить грузы в обход, через мыс Доброй Надежды. По мнению «Русмета», такое перенаправление торговых потоков вызвало резкий рост потребностей в судах, что заставило владельцев флота отложить утилизацию старых судов для удовлетворения срочных потребностей в мощностях. А такая динамика в сочетании с растущими расходами на регулирование привела к росту цен на суда даже на фоне снижения стоимости сырья.


Российская сталь сталкивается с серьезными трудностями на мировом рынке из-за ценовой конкуренции с китайскими производителями. Кроме того, на отрасль влияет экономическая и политическая ситуация. Ко всему прочему добавляется рост стоимости морских грузоперевозок, который вследствие кризиса в Красном море усугубляет ситуацию, делая экспорт российской стали еще менее эффективным. 

Подпишитесь на телеграм-канал Vtorion, чтобы быть в курсе цен и новостей отрасли лома в России и мире. 

Покупайте и продавайте лом онлайн

Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2025 года

транспортировка лома vtorion
62
Обновлено 27 янвМелине Ананян

Полезная информация о вторсырье

Смотреть все статьи