Динамика ломообразования в автомобильной отрасли: производство и продажа автомобилей в 2023 году
Автомобильный транспорт — источник востребованных марок металлолома. После утилизации старых машин образуется лом 5А и 12А, а при производстве новых — 12А1. Изучение тенденций и отслеживание событий в автопроме полезно для ломозаготовителей, особенно во время кризиса. О том, сколько автомобилей произвели и продали в России в 2023 году, а также как эти показатели влияют на ломозаготовительную отрасль, рассказывает Vtorion.
Марки автомобильного лома
Автомобильный транспорт — потенциальный источник лома марок 5А и 12А, а при производстве машин образуются пригодные для вторичной переработки обрезки металла и стружки. Также автопром — активный потребитель оборудования, которое является частью металлофонда.
По ГОСТ 2787-2019 «Металлы черные вторичные» к автолому можно отнести следующие марки:
Марка 12А1 — это металлолом первого сорта. Он достаточно редкий на рынке. В основном это обрезь — полосы или стружка — от штамповки основных деталей автомобилей, которая образуется в ходе производства на машиностроительных заводах
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
В апреле 2022 года НСРО «Руслом.ком» оценивал общий металлофонд России в 1,88 млрд тонн, из которых 136 млн тонн, или 15,2%, приходится на отрасли машиностроения и металлообработки. Ломофонд в автомобильном транспорте составляет около 50 млн тонн — 2,7% от общего объема.
Производство автомобилей в России
Производство машин в России замедлилось еще в 2020–2021 годах на фоне COVID-19. Тогда локдауны и дефицит микропроцессоров привели к сокращению производства и ограниченному предложению автомобилей. Это был сложный для отрасли период, но участники рынка планировали восстановить объемы в следующем году. Однако уже весной 2022 года после введения антироссийских санкций практически все мировые автомобильные бренды прекратили поставки машин и комплектующих и остановили производство на территории РФ.
Как известно, многие иностранные автопроизводители ушли из нашей страны — фактически их продукция доступна только по параллельному импорту. Это реальность, в которой живет российский рынок
По итогам прошлого года общий выпуск легковых машин, грузовиков и автобусов в России упал на 61% по сравнению с 2021 годом. Это самый низкий показатель с 1972 года, когда АвтоВАЗ только выходил на проектную мощность. Ранее худшим для российского автопрома считался 2009 год, когда, по оценкам «Автостата», произвели 722,4 тысячи машин (-59,8% к 2008 году).
Год | Объем производства автомобилей (млн штук) | Годовая динамика производства |
2018 | 1,77 | 14% |
2019 | 1,72 | -3% |
2020 | 1,44 | -17% |
2021 | 1,57 | 9% |
Источник: Росстат
В 2022 году автозаводы, расположенные на территории РФ, в общей сложности произвели 610,4 тысячи единиц автомобильной техники. Структура производства, согласно «Автостату», распределилась следующим образом:
- 73%, или 447,2 тысячи штук, — легковые автомобили;
- 22%, или 137 тысяч штук, — грузовые автомобили и LСV (легкий коммерческий транспорт);
- 5%, или 26,1 тысячи штук, — автобусы и микроавтобусы.
До кризиса прошлого года доля легковых автомобилей в общем объеме производства составляла около 85%.
Согласно Росстату, объем производства автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов в первом полугодии 2023 года вырос на 51,7% к аналогичному периоду прошлого года, но до преодоления кризиса еще далеко. Об этом свидетельствуют данные выпуска по отдельным категориям.
6 мес. 2023 года (тыс. штук) | I пол. 2023 / I пол. 2022 | 6 мес. 2022 года (тыс. штук) | I пол. 2022 / I пол. 2021 | |
Легковые автомобили | 197 | -29,9% | 281 | -61,8% |
Грузовые автотранспортные средства | 75 | 5,8% | 70,4 | -17,7% |
Грузовые автомобили с дизельным двигателем | 19,1 | 4,1% | 18,1 | -25,1% |
Автомобили — тягачи седельные для полуприцепов | 4,5 | -9% | 5 | -34,6% |
Двигатели внутреннего сгорания | 99,4 | -27,9% | 138 | -15,8% |
Прицепы и полуприцепы (с технически допустимой макс. массой от 0,75 до 3,5 тонн) | 3,3 | 4,4% | 2,55 | -3,5% |
Прицепы и полуприцепы (от 3,5 до 10 тонн) | 1,95 | -16,8% | 2,55 | -12,8% |
Прицепы и полуприцепы (более 10 тонн) | 9,6 | 22,9% | 7,66 | 31,8% |
Прицепы-цистерны и полуприцепы-цистерны для нефтепродуктов, воды и пр. жидкостей | 2,6 | 46,0% | 1,7 | -17,6% |
Источник: Росстат
По оценкам НАПИ, за первое полугодие 2023 года в России выпущено 289,1 тысячи легковых автомобилей, LCV, грузовиков и автобусов. Этот результат на 20% ниже, чем было за шесть месяцев 2022 года, и на 65,2% меньше итогов аналогичного периода 2021 года.
Кризис в автопроме оказывает негативное воздействие и на другие отрасли, включая металлургическую, перерабатывающую и ломозаготовительную.
Так, по данным аналитического агентства Metaltorg, в 2022 году прямые поставки черных металлов по сети РЖД в адрес российских автомобильных холдингов, в числе которых АвтоВАЗ, КамАЗ, ГАЗ и ЗИЛ, снизились на 29% по сравнению с уровнем 2021 года — до 750,6 тысячи тонн.
Снижение производства автомобилей, безусловно, сказывается и на ломозаготовителях. Это оказывает влияние в первую очередь на объемы образования лома первого сорта. Снижение производства усложняет его заготовку. Поскольку лом 12А1 находится сейчас в дефиците, потребность в этом сырье увеличивается, а цена на него растет
Продажи новых автомобилей в России
До 2022 года авторынок в России был достаточно стабильным. Но на фоне кризиса продажи новых машин упали на 59% по сравнению с 2021 годом.
Год | Количество проданных автомобилей* (млн штук) |
2018 | 1,8 |
2019 | 1,76 |
2020 | 1,59 |
2021 | 1,67 |
2022 | 0,68 |
Источник: «Автостат», Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ)
* Легковые автомобили и LCV.
В связи с уходом практически всех европейских, корейских, японских, американских автопроизводителей в России сформировался дефицит предложения на новые автомобили. В 2023–2024 годах спрос превышает предложение на 150–250 тысяч штук в год
По оценкам АЕБ, в России в первой половине 2023 года продали 358,9 тысячи новых автомобилей (-3,1% к шести месяцам прошлого года). Эти данные основаны на информации от автопроизводителей и официальных дилеров и не учитывают параллельный импорт. Однако согласно обновленному отчету ассоциации, который включает завезенные альтернативным путем машины, за первые шесть месяцев в РФ продали 428,3 тысячи новых автомобилей. Таким образом, по итогам первого полугодия продажи выросли на 9,9% к аналогичному периоду 2022 года.
Параллельный импорт – необходимая временная мера с целью насыщения рынка. Это не замена нормальных рыночных механизмов
Когда автомобильный рынок выйдет из кризиса?
Ведомства и эксперты пока не дают долгосрочных прогнозов по производству и продажам автомобилей в России. По оценкам Минпромторга, производство машин всех сегментов по итогам 2023 года может составить чуть более 800 тысяч штук. При этом, по прогнозу ведомства, долю российского автопрома на внутреннем рынке планируют увеличить до 80% только к 2030 году. До 2022 года этот показатель превышал 80%, а сейчас составляет около 30%.
По прогнозу «Автостата», продажи новых легковых автомобилей в текущем году при оптимистичном сценарии достигнут 1 млн штук (+60% к 2022 году). В базовой и пессимистичной версии этот показатель составит 930 тысяч и 840 тысяч машин соответственно (+48% и +34%).
При нынешней динамике и стабильности курса рынку понадобится 3–4 года для достижения уровня продаж в 1,4–1,5 млн автомобилей в год
Сложившаяся в автопроме ситуация оказывает негативное воздействие на смежные отрасли. Потребление стали и ломообразование в автомобильном секторе в ближайшее время вряд ли достигнут докризисного уровня. Это обусловлено не только общим снижением объемов производства и продаж машин, но и дисбалансом спроса и предложения на авторынке. Все эти факторы ведут к замедлению темпов обновления автопарка и сокращению объемов утилизации старого транспорта, который является источником автомобильного лома 5А и 12А.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года