Цена на лом: почему «экспертные» прогнозы больше не сбываются
Спрос со стороны металлургов, экономическая активность в строительстве и автомобилестроении, цены на металлы, транспортные расходы, квотирование, сезонность — вот основные факторы, влияющие на цену на лом. Чтобы спрогнозировать, как поведет себя цена, на первый взгляд, кажется, достаточно оценить динамику по этим метрикам. Так большинство игроков рынка ранее и поступало. Прогнозы сбывались, рынок чувствовал себя прекрасно. Но весной 2024 года прогнозы не сбылись, цена продолжила падать, а рынку пришлось вспомнить, что экономика циклична и инерция перегрева 2023 года рано или поздно должна была закончиться. Vtorion разбирается, что теперь влияет на цену и можно ли вообще прогнозировать ценовое поведение.
Что произошло с ценой на лом в 2024 году
Набор этих формирующих цену факторов сохранился, но изменилась степень их влияния, а взаимосвязи стали сложнее и глубже. Здесь мы не говорим о «тренд-брейке» (изменение в характере тренда временного ряда), скорее формула ценообразования стала сложнее. Даже после введения санкций и ограничения связи с мировыми рынками игроки продолжили ориентироваться на биржевое ценообразование (LME*, SMM**), делая поправку на особенности рынка РФ. На графике видно, что динамика после 2022 года совпадает лишь при переводе цен LME в долларах в рубли по курсу ЦБ, тренды в разных валютах разные.
* Лондонская биржа металлов (LME) — это биржа, которая торгует фьючерсными и опционными контрактами. Наиболее популярный лот для ориентира цены для российских игроков рынка лома - HMS 1/2 80:20, CFR Турция. * Shanghai Metals Market (SMM) — популярная у российских металлургов платформа, публикующая цены на металлы в Китае
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Но ориентир на иностранные биржевые котировки оправдан, когда стоимость валюты определяется рынком, а не Центральным банком — как бы ни старался ЦБ сделать эту методологию рыночной. Разрыв в динамике, уже при сравнении цен LME и РФ в единой валюте (рубли), начался в августе 2024 года, спустя два месяца после того, как курс валют начал определять ЦБ, а не свободный рынок.
Теперь недостаточно взять за основу цену на LME, поправить ее на коэффициент спроса-предложения и попросить всех торговать именно по такой цене. Как не получится и ориентироваться лишь на сезонный фактор, как делали многие игроки: зимой цена снижается, ближе к весне растет. Сильно вырос в весе фактор ФОТ, подросла стоимость логистики, электроэнергии, оборудования, рента — это все теперь тоже части цены. И если ранее объем маржи на каждом этапе (физическое лицо — ПЗУ — завод) позволял игнорировать эти факторы, то теперь запас прочности иссяк и борьба идет за каждый рубль.
Так чем же вызвано падение рынка лома в 2024 году? Падением стоимости рубля? Но экспорт лома квотировали еще в мае 2022-го, привычная валютная связь оборвалась. Ростом экономики в целом и сопровождающей его инфляцией? Но падение рынка лома в 2024 году не соответствует динамике экономики — ее все еще пытаются хотя бы немного притормозить, повышая ключевую ставку, а рынок лома вот-вот сделает шаг назад. Спросом со стороны металлургов? Но выпуск стали находится в рамках исторического коридора волатильности, а накопленных на складах комбинатов запасов лома, если выводить на первый план фактор «затоваривания», не хватило бы на полгода давления на цену — запасы закончились бы и предприятиям пришлось бы идти на уступки по цене. Вытеснением лома ЖРС и ГБЖ? Действительно, доля лома в транзитных поставках сырья (ЖРС, лом, металлизованная продукция) в сентябре 2024 года сократилась на 25% (с 16% до 12%) относительно аналогичного месяца 2023 года, в основном в пользу ЖРС, но речи о полной взаимозаменяемости не идет, металлургия не относится к сферам, резко меняющим технологию производства.
Ответ на самом деле прост: падение цены вызвано всем и сразу. Но до третьего квартала 2024 года еще можно было ориентироваться на биржевые индексы, которые по своей сути являются балансом спроса и предложения, включают влияние абсолютно всех возможных факторов и мгновенно отражают изменения степени влияния этих факторов. Теперь эта возможность ограничена.
Как теперь делать прогноз цены
На первый план выходят два варианта выхода из сложившийся ситуации:
- ориентироваться на российские околобиржевые индексы, например индекс цен Vtorion;
- определять цену с помощью математических моделей и машинного обучения — только эти инструменты позволят учесть и оценить влияние всех факторов.
Под машинным обучением в контексте особенностей отрасли понимается множественная линейная регрессия (в рамках эконометрики). Модель множественной регрессии — это практичная статистическая модель для оценки связей между непрерывной зависимой переменной и переменными-предикторами (факторы). В рамках регрессии возможна как линейная, так и нелинейная связь между объяснимой величиной и факторами. Важной особенностью подобных моделей является их интерпретируемость, т.е. возможность получить точную оценку каждого фактора.
Затяжное снижение цены действительно вызвано влиянием многих факторов одновременно: повышенные запасы лома и падение спроса со стороны металлургов, опережающие спрос темпы роста предложения лома, рост ключевой ставки и замедление экономики, ввод в эксплуатацию современных печей и использование ГБЖ как альтернативы лома, квотирование экспорта. Но если все это еще можно оценить визуально (как говорили в самом начале статьи, графическим анализом), то так называемый синергетический эффект достоверно оценить позволит только машинное обучение.
Если предположить, что цена на лом равняется 20 000, а каждый из факторов снижает ее на 100. То при наборе из 10 факторов, цена снизится не на 1000, а на 1200. Эти 200 и есть синергетический эффект (эффект снежного кома). С точки зрения бизнес-логики он образуется за счет психологических особенностей несогласованного поведения игроков на рынке, где количество покупателей значительно меньше продавцов. Вот как это работает: игроки видят снижение цены и стараются быстрее остальных продать свои запасы, пока цена не снизилась еще больше, тем самым лишь ускоряя темпы падения цены за счет резкого роста предложения. Покупатели же скупают больше, чем им в реальности нужно, накапливая излишки. И когда продавцы уже не готовы далее снижать цену, покупатели резко снижают спрос за счет накопленных запасов. Это еще сильнее давит на цену. Этот снежный ком не остановится пока рынок, при прочих равных, не достигнет точки потери коммерческого интереса к деятельности, когда еще большее снижение цены привет к полной потери маржи. Именно поэтому на графиках динамики цен на лом мы видим плавный рост и резкое падение до базового тренда (его принимаем за уровень потери коммерческого интереса к деятельности).
Что будет дальше?
Вопреки паническим настроениям рынка, в реальности он готов к росту. В это сложно поверить, ведь график цены говорит совершенно об обратном, но здесь важно сместить восприятие цены с единого показателя на составной, производный от совокупного влияния всех факторов, озвученных в данной статье. В этом наборе динамика многих факторов стабильна и готова обеспечить рост цены, но тот самый эффект «снежного кома», как и регулярные экономические шоки, приводят к волатильности, переоценке игроками своих стратегий и финансовых моделей. В связи с этим цена может опуститься до 20 000 руб/т за 3А (ЦФО), но вероятнее всего уже в конце октября — начале ноября зафиксируется на отметке 21 200–21 600 руб/т за 3А (ЦФО), преодолеет уровень 22 000 руб/т за 3А (ЦФО) к середине декабря и опять немного снизится в зимний период (в силу вступит сезонный фактор).
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года