Аренда ломовоза: сколько стоит, на что обратить внимание и что выгоднее — купить или арендовать
Для транспортировки лома на небольшие расстояния применяется специальная техника — ломовозы. Они оснащены крано-манипуляторными установками и позволяют самостоятельно производить погрузо-разгрузочные работы. Такую технику можно купить или взять в аренду. Vtorion разбирается, в каких случаях и кому выгоднее тот или иной вариант.
Сейчас наблюдаются сложности с логистикой лома и смещение акцентов в сторону перевозок автотранспортом. По железной дороге перевозится все меньше таких грузов, а автомобилями — все больше. При этом часть лома перевозится именно ломовозами.
Сдайте лом как физическое лицо
Экономьте на доставке! Исполнители приедут сами. Зарегистрируйтесь, чтобы выгодно сдать лом
Какие бывают ломовозы
Такая техника классифицируется по ряду признаков: расскажем, что к чему.
Тип и марка базового шасси
Заводы-изготовители автомобильной техники не строят ломовозы. Нельзя прийти к официальному дилеру КАМАЗа и купить там такую технику. Все устроено так: специализированные компании покупают у производителя базовое шасси и строят на его основе спецтехнику, в том числе и ломовозы. Поэтому первое, на что нужно обратить внимание при выборе — это тип базового шасси. На российском рынке доступны ломовозы на базе КАМАЗ-65115-3094-48, МАЗ-6312С5, ломовозы китайского производства компании FAW (обычно речь идет о шасси 3250), а также техника известных европейских производителей Volvo, Mercedes и Scania. Они различаются по цене и стоимости обслуживания, комфорту, расходу топлива, модели двигателей и другим параметрам.
По понятным причинам в настоящее время становится все больше техники китайских брендов: упомянутых FAW, а также Shacman, HOWO и других марок.
Грузоподъемность
Еще одна важная характеристика. Ломовозы бывают легкими — с грузоподъемностью до 5 тонн, средние — до 10 тонн и тяжелые — с грузоподъемностью свыше 10 тонн. Есть и сверхтяжелая техника: серьезные ломовозы могут перевозить до 30-33 тонн лома за рейс.
Колесная формула
Основных архитектур четыре: 6х4, 4х4 и 4х2 и 8х4. Самая популярная — 6х4: у такого грузовика 6 колес, а 4 из них — ведущие. Колесная формула, в первую очередь, определяет проходимость и грузоподъемность ломовоза. Однако восьмиколесная громадина менее маневренна и ее сложно использовать в стесненных условиях.
КПП и силовая установка
Здесь есть прямая зависимость: чем больше ступеней КПП и мощнее двигатель, тем выше грузоподъемность. Всегда предпочтительнее брать в аренду более мощные модели.
Если сравнивать две популярные модели — ломовозы на базе КАМАЗ-65115-3094-48 с полной массой 25 200 кг и FAW 3250 с полной массой 35 100, второй предпочтительнее. На нем стоит двигатель мощностью 420 лошадиных сил и 12-ступенчатая коробка переключения передач, против 292 лошадиных сил и 9-ступенчатой коробки у КАМАЗа. Это дает выигрыш в грузоподъемности.
Тип крано-манипуляторной установки
Или, сокращенно, КМУ. При помощи крано-манипуляторной установки происходит погрузка и разгрузка лома в кузов автомобиля. КМУ различают по грузоподъемности, вылету стрелы, грузовому моменту, высоте подъема.
Еще один важный параметр — тип грузозахватного приспособления, при помощи которого происходит захват фрагментов лома. Обычно это шестилепестковый грейфер или мульдомагнит.
Есть ломовозы вообще без КМУ: они предназначены для перевозки лома из точки «А» в точку «Б» и исключают самостоятельную погрузку. Тем не менее, такая техника очень востребована там, где есть грузоподъемное оборудование и загрузка техники происходит при помощи кранов.
Ломовоз с КМУ «ВЕЛМАШ» на базе китайского грузовика FAW. Фото: tar-ural.ru
Объем и характеристики грузового бункера
Или, простыми словами, кузова ломовоза. Грузовые бункеры бывают разного объема и грузоподъемности, они могут быть сделаны из стали разной толщины и марки.
Стальной лом традиционно считается сложным грузом: при погрузо-разгрузочных работах фрагменты легко могут повредить стенки и днище, поэтому их делают из толстой стали. Оптимальный вариант — сталь не менее 4 мм для стенок и не менее 6 миллиметров— для днища. Что касается марок стали, из которых делаю грузовые бункеры — это 09Г2С (она более вязкая и подходит для днища), и S500: она более твердая, позволяет избежать деформации и подходит для бортов.
Как выбрать ломовоз и на что обратить внимание
Фото: shutterstock.com
Выше мы привели классификацию ломовозов. При этом условия, в которых используется такая техника, могут значительно отличаться. Для каждой конкретной ситуации подойдет техника со своей компоновкой и техническими характеристиками.
Пример: вы используете ломовозы для вывоза металла из труднодоступных мест, допустим, демонтаже металлоконструкций на предприятии. Условия стесненные, нужна маневренная легкая техника с небольшим радиусом разворота, а грузоподъемность большого значения не имеет. В этом случае разумно выбирать двухосный КамАЗ 43253 с КМУ P60M, с объемом кузова 22,5 кубических метра: это небольшой ломовоз как раз для работы в таких условиях.
Другой пример: нужно просто перевозить лом из пункта приема на ж/д узел. Подъезд к партии сырья хороший, места много и важно перевезти максимальное количество лома за один рейс. Тут подойдут более тяжелые и грузоподъемные ломовозы. Например, на базе четырехосных грузовиков КАМАЗ 6540, шестиосных FAW 3250 6x4 или SHACMAN SX33186Х3000 — восьмиосных, оснащенных самосвальным прицепом объемом 36 кубометров.
Плюсы и минусы аренды ломовоза
Ломовоз на базе шестиосного КамАЗ 65115 с грузовым бункером 30 квадратных метров. Фото: tar-ural.ru
Начнем с главного недостатка: аренда подходит не во всех случаях. Если перевозки лома производятся на регулярной основе и постоянно, она может оказаться нерентабельной.
А вот при эпизодических или разовых рейсах подход имеет много преимуществ:
- Не нужно заботиться об обслуживании техники: все заботы по поддержанию авто в исправном состоянии ложатся на плечи арендодателя.
- Не нужен даже водитель: обычно спецтехника арендуется вместе с персоналом.
- Даже арендованный ломовоз дает право получать необходимые лицензии и разрешения.
- Если техника сломалась, вы просто сообщаете об этом арендодателю и в течение времени, определенного договором, вам просто привезут замену и работа продолжается.
Сколько стоит аренда ломовоза
Теперь о главном — цене вопроса. Обычно ломовозы берут в аренду с водителем, реже — без него. Стоимость зависит от нескольких факторов: модель техники, ее характеристики, срок аренды и так далее.
Оплата аренды обычно почасовая, стоимость часа варьируется от 2 500 до 4 000 рублей. Однако это не значит, что можно взять технику на один час: минимальное время, на которое можно арендовать технику, составляет 4 часа — это половина рабочей смены. Если брать «оптом» и заказывать ломовозы, скажем, на месяц, можно получить хорошие скидки.
Стоимость аренды ломовоза на одном из сайтов. Фото: moi-domnn.ru
Иногда стоимость аренды завязана на объеме груза, который планируется перевозить:
Цена аренды на сайте проката спецтехники. Фото: ecorserv.ru
Получается, что месяц аренды ломовоза в режиме работы 5 дней в неделю обойдется вам приблизительно в полмиллиона рублей. Запомните эту цифру: дальше она понадобится нам для понимания того, что выгоднее: взять ломовоз в аренду или купить собственный.
Покупка или аренда: что выгоднее
Фото: shutterstock.com
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, но глобально можно утверждать, что покупка выгоднее при системных и постоянных работах, а вот на разовые задачи лучше воспользоваться арендой. Проведем немного математики.
Итак, новые российские ломовозы, построенные на базе шасси таких автомобилей, как КАМАЗ 6540, КАМАЗ-65115-3094-50, МАЗ-6312С5 стоят от 10, 5 млн руб. с НДС. За эти деньги вы получите ломовоз с кузовом 30 кубических метров и импортной крановой установкой грузоподъемностью около полутора тонн на максимальном вылете стрелы.
Цены на металловозы на шасси китайского производства FAW 3250 с колесной формулой 6x4 и грузоподъемностью около 30 тонн начинаются с отметки 11 млн руб., включая НДС.
Прибавьте к этому стоимость владения: по данным автомобильного агентства НАПИ, для спецтехники можно смело ориентироваться на цифру в 45-50 рублей на километр пробега:
Стоимость владения спецтехникой. Фото: napinfo.ru
Обычно ломовозы берут в лизинг с последующим выкупом: ежемесячный платеж за такую технику составит чуть более 300 тысяч рублей:
Лизинговый платеж за технику в 10 100 000 рублей. Фото: alfaleasing.ru
При пробеге в 1 000 километров в месяц затраты составят: 50х1 000 + 316 379 = 366 379 рублей
Эта цифра ниже затрат на аренду, о которой мы писали выше и можно сэкономить около 150 000 рублей в месяц. Кроме того, при этом в конце срока действия договора вы можете выкупить ломовоз в собственность по остаточной стоимости, что добавляет выгоды. Получается, что при постоянной эксплуатации взять технику в лизинг с последующим выкупам выгоднее.
Где найти ломовоз в аренду
Фото: shutterstock.com
Предоставлением техники в обычно занимаются собственники: организации, имеющие ломовозы в автопарке. Производители и дилеры практически не дают спецтехнику на прокат.
Если упростить, ломовозы предоставляют автопарки, транспортные компании и любые другие компании, у которых есть такая техника. Практически любое СМУ может предоставить вам свободный ломовоз по договоренности. А вот дилеры и производители такое не практикуют: им нужно продать технику, поэтому максимум, на что вы можете рассчитывать — различные варианты пробной и тестовой аренды с последующей покупкой.
На практике найти услугу по аренде ломовоза можно по поиску в интернете, сайтах агрегаторам наподобие Avito, «Яндекс Услуги» и так далее.
Итак, ломовозы — это вид спецтехники, предназначенной для транспортировки стального лома. Их выбирают по таким критериям, как грузоподъемность, тип КМУ, компоновка и параметры грузового бункера. Аренда выгодна для разовых работ, а вот при системных перевозках лома лучше задуматься о приобретении в собственность.
Бесплатное размещение объявлений и 0% комиссии за сделки до конца 2024 года